Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы сотникова, елена борисовна. Формирование конкурентоспособной личности в учреждениях дополнительного образования детей Понятие конкурентоспособной личности

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сотникова, Елена Борисовна. Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сотникова Елена Борисовна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Елец, 2010.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/494

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования процесса формирования конкурентоспособной личности школьника 14

1.1. Психолого-педагогическая характеристика понятия «конкурентоспособная личность» школьника 14

1.2. Интеграция информационных и традиционных технологий в образовательном процессе школы для обеспечения цели формирования конкурентоспособной личности учащегося 32

1.3. Модель формирования конкурентоспособной личности школьника 58

Выводы по первой главе 78

Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию конкурентоспособной личности школьника 82

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 82

2.3. Динамика развития компонентов конкурентоспособной личности школьника 122

Выводы по второй главе 134

Библиографический список 140

Приложения 161

Введение к работе

Актуальность исследования. Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной мере обусловлены стремлением обрести идеологическую опору и обеспечить условия коренного переустройства, адекватного национальным и общемировым социокультурным потребностям.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что выпускники школ должны быть высокообразованными, нравственными, предприимчивыми людьми, способными к сотрудничеству, обладающими мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создание условий для развития такой личности позволит школе повысить качество подготовки учащихся к самостоятельной жизни и уровень их конкурентоспособности.

В ряде работ современных ученых-педагогов конкурентоспособность выпускников предлагается рассматривать как интегрированный показатель успешной деятельности образовательного учреждения. Цель образовательной политики в изменившихся социально-экономических условиях, на наш взгляд, очень точно сформулирована известным ученым-педагогом В.И. Андреевым: «Для того чтобы Россия обрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров, способных к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности».

Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок, А.А. Мескон, Т. Санталайнен) и отечественными (В.А. Дятлов, Е.Б. Попова, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов, В.И.Шаповалов) исследователями.

Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах В.И. Загвязинского, В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.Н. Мезинова, П.Е. Решетникова, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Существенное значение для разработки теоретических основ и практики формирования конкурентоспособной личности школьника имело обращение к исследованиям концепций развития и саморазвития конкурентоспособности личности (В.И. Андреев, Ю.В Андреева, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров, Э.Р. Хайруллина, В.И. Шаповалов и др.).

В разных работах изучались способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (В.М. Зуев, С.В. Кульневич, П.М. Новиков и др.); социализация, рефлексия (В.С. Агеев, А.А. Бодалев, Т.Г. Болдина, Т.М. Давыденко, Ю.Н. Кулюткин, П.П. Савченко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Е.В. Якимова и др.); мотивация (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова и др.); активность, толерантность, мобильность, настойчивость, целеустремленность, воля, сотрудничество как факторы конкурентоспособного взаимодействия (Е.Л. Доценко, А.А. Кроник, А.Н. Леонтьев, А.П. Панфилова, Л.А. Петровская, Л.Н. Собчик и др.); самооценка, самореализация, самоорганизация (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, Л.Г. Брылева А.Ю. Ефремов, Ю.М. Орлов, М.И. Рожков и др.); способность к эффективному принятию решений (А.В. Карпов, В.С. Юкаев и др.). В то же время не было предпринято попыток синтезировать эти характеристики в контексте категории конкурентоспособности как интегрального понятия целостной личности.

В проводимых отечественных исследованиях уточняется психологический аспект содержания понятий конкурентоспособности личности (когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты) (А.С. Строилова); обосновываются критерии и уровни сформированности конкурентоспособности (С.Г. Светунькова, Н.Н. Сидорова, Н.В. Фомин, Н.Л. Христолюбова); обсуждаются условия формирования конкурентоспособности учащихся (Ю.В. Андреева, Р.Я. Ахметшин, И.В. Дарманская, И.М. Ильковская, Н.Н. Сидорова, Ф.Р. Туктаров); вскрывается связь конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников, анализируется структура готовности учителя к воспитанию конкурентоспособности у школьников и условия его подготовки к такой работе (Т.Д. Деменкова, В.Н. Мезинов, С.А. Потачев, Е.Г. Ростовская, С.Г. Савчук, Н.Б. Тарасова).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что подготовка нового поколения конкурентоспособных выпускников школы является важной составляющей повышения конкурентоспособности государства.

Актуальность исследования обусловлена также выявленными противоречиями:

Между необходимостью использования в образовательной практике понятий «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособное поведение», «конкурентные преимущества», «конкурентная среда», «формирование конкурентоспособной личности» и недостаточной разработанностью их содержания;

Между требованиями общества к повышению качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к саморазвитию конкурентоспособности и отсутствием для этого достаточного теоретико-методологического обоснования и методических разработок;

Между необходимостью создания образовательного пространства, в максимальной степени обеспечивающего личностное развитие (в том числе в плане конкурентоспособности), и недостаточно четким взаимодействием подсистем в школьной практике;

Между требованиями, предъявляемыми современным рынком труда к подготовке конкурентоспособного выпускника школы, и неготовностью преподавателей к обеспечению формирования образовательного пространства, способствующего развитию конкурентоспособной личности.

С учетом этих и других противоречий нами сделан выбор темы исследования – «Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы», сформулирована его научная проблема : каковы специфика, основные направления и педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника?

Объект исследования – образовательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы.

Цель исследования – теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы.

Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы будет эффективным, если:

Образовательный процесс в максимальной степени обеспечивает личностное развитие, профессиональное самоопределение, актуализирует качества конкурентоспособной личности и способствует их приобретению;

Будет создана и проверена модель формирования конкурентоспособной личности школьника, содержащая цель, задачи, функции, принципы реализации, структуру, этапы формирования, результат;

Будет выявлен и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данной модели;

Осуществлена интеграция информационных и традиционных технологий, обеспечивающая единство, целостность и согласованность внешних и внутренних факторов становления конкурентоспособной личности.

Задачи исследования:

1. Уточнить, систематизировать и содержательно раскрыть основные понятия исследования.

2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе средней школы.

3. Разработать модель формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы.

4. Провести экспериментальную проверку гипотезы, апробацию разработанной модели, оценить ее результативность и эффективность предлагаемых технологий.

Методологическая и научно-педагогическая основа исследования выстраивалась в русле ряда исходных положений и ведущих идей философских учений о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, социальной сущности человека и ведущей роли деятельности в формировании личности и ее культуры;

Теории деятельности, личности и ее развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков);

Идей педагогической антропологии, рассматривающей человека как субъекта саморазвития и определяющей многофакторный характер целостного процесса формирования его личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

Теоретических положений о развитии личности в зависимости от влияния среды, обучения и воспитания (В.А. Адольф, П.П. Блонский, Р.П. Жданов, Л.В. Занков, В.В. Игнатова, Г.Ц. Молонов, С.И. Осипова, И.П. Подласый, К.К. Платонов, А.Н. Фалалеев, Г.И. Чижакова, М.И. Шилова);

Концепции внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование (Н.С. Анисимова, Е.В. Баранова, М.Ю. Бухаркина, Е.З. Власова, И.Б. Готская, И.Г. Захарова, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, Н.В. Макарова, А.В. Могилев, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Л.С. Онокой, И.В. Роберт, Н.И. Рыжова, И.В. Симонова, М.В. Швецкий, О.Н. Шилова и др.);

Идей развития конкурентоспособной личности (В.И. Андреев, Н.В. Борисова, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Р.А. Фатхутдинов, Н.В. Фомин, Д.В. Чернилевский);

Интегративно-деятельностного, компетентностного, личностно-деятельностного, аксиологического, информационно-технологического подходов.

Методы исследования. Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов исследования, включающего теоретические, эмпирические, экспериментальные методы, а также статистические методы обработки результатов исследования.

Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез идей различных отраслей гуманитарного знания, сравнительный анализ, моделирование и прогнозирование.

Эмпирические методы: анализ нормативно-правовых документов по модернизации российского образования; проведение опытно-экспериментальной деятельности по практической реализации разработанных материалов исследования; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, метод самооценки, анализа продуктов деятельности, педагогический мониторинг (диагностика уровня творческого саморазвития учащихся, конкурентоспособности учителей и учащихся школы).

Статистические методы обработки результатов исследования: методы описательной статистики, метод статистических критериев для определения достоверности совпадений и различий экспериментальных данных.

Экспериментальная база и этапы исследования.

Экспериментальной базой исследования явились НОУ гимназия «Альтернатива», МОУ гимназия № 11 города Ельца, для сравнения привлекались материалы, полученные в СОШ № 1 и МОУ лицее № 24 города Ельца. Исследованием было охвачено 187 учеников. Исследование проводилось в 3 этапа с 2006 по 2010 годы.

Поисково-теоретический этап (2006 – 2007 гг.) – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, действующих школьных программ, учебников, наиболее распространённых педагогических технологий; выявлялись новые социально-экономические требования к общему уровню подготовки выпускников и, в частности, к их социокультурному развитию; осуществлялся поиск основных направлений повышения результативности обучения и психолого-педагогических предпосылок развития конкурентоспособной личности школьника.

Проектировочный этап (2007 – 2008 гг.) – разработка теоретико-методологических основ исследования; выявление внешних и внутренних факторов, детерминирующих процесс формирования конкурентоспособной личности школьника; моделирование конкурентоспособной личности и процесса её формирования в образовательном процессе школы, содержания и технологий формирования конкурентоспособной личности; теоретически разрабатывались и апробировались отдельные компоненты модели, в том числе и формы обучения, основанные на интеграции традиционных и информационных технологий; проведение отдельных элементов констатирующего эксперимента; разработка мониторинга формирования конкурентоспособной личности школьника.

Экспериментальный этап (2008 – 2010 гг.) – проведение экспериментальной работы; систематизация, интерпретация, математическая обработка результатов экспериментальных исследований; обобщение результатов; уточнение научной новизны, теоретической и практической значимости; формирование выводов, заключения; публикации результатов исследования; подготовка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику общеобразовательных учреждений города Ельца. Результаты исследования оформлены в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

Уточнен педагогический смысл таких понятий, как «конкурентоспособная личность школьника», «конкурентная среда общеобразовательного учреждения», раскрывающих диалектически противоречивый процесс формирования компонентов конкурентоспособной личности учащихся;

Определена специфика компетентностного, личностно-деятельностного, интегративно-деятельностного, аксиологического, информационно-технологического подходов, позволяющих рассматривать формирование конкурентоспособной личности как процесс, который в максимальной степени обеспечивает личностное развитие, профессиональное самоопределение, актуализирует качества конкурентоспособной личности;

Разработана модель формирования конкурентоспособной личности школьника, в структуре которой представлены цель и задачи, подходы и ведущие принципы, педагогические условия и средства, этапы формирования, компоненты и критерии результативности этого процесса;

Выявлена и обоснована совокупность педагогических условий формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы, способствующих успешной реализации разработанной модели. К таким условиям относятся:

организационно-дидактические, включающие диагностику исходного уровня конкурентоспособности учеников экспериментальной группы; педагогический выбор интегративных педагогических технологий обучения школьников;

социально-деятельностные, включающие интегративную учебную и внеучебную деятельность, самообразование школьников;

индивидуально-психологические, включающие диагностику и учет самооценки учеников, модификацию побудительной мотивации обучения, коррекцию ценностных ориентаций личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и результаты вносят вклад в дальнейшее развитие теории формирования конкурентоспособной личности:

Расширяют представления о сфере применения компетентностного, личностно-деятельностного, интегративно-деятельностного подходов, показывая их продуктивность для разработки концепции формирования конкурентоспособной личности школьника;

Уточняют содержание понятий «конкурентоспособная личность школьника», «конкурентная среда» и обосновывают специфику процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся в условиях созданной в учебном заведении конкурентной среды;

Позволяют углубить научные представления о педагогических возможностях интеграции традиционных и информационных технологий в процессе формирования конкурентоспособной личности школьника;

Обогащают научное знание выявленным комплексом педагогических условий, содействующих формированию конкурентоспособной личности школьника.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы:

В качестве базы совершенствования системы образования и существенного повышения уровня готовности выпускников к дальнейшей деятельности в условиях конкуренции;

При определении путей, средств, технологий формирования конкурентоспособной личности школьника;

Накопленный в ходе исследования эмпирический материал (анкеты, опросники, тесты, методики) могут быть использованы и используются в общеобразовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; тщательными количественным и качественным анализами, подтверждением гипотезы исследования, значительным охватом учащихся и педагогов в проведении педагогического эксперимента, воспроизводимостью его результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конкурентоспособная личность школьника – это субъект учебной деятельности, обладающий интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции.

2. Модель формирования конкурентоспособной личности школьника представляет собой дидактическую систему, которая в структурном отношении отражает психологические, социально-психологические и социокультурные характеристики и параметры формируемой личности, определяет приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции информационных и традиционных технологий.

3. Эффективность формирования конкурентоспособной личности школьника обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, которые направлены на организацию образовательного пространства и создание в учебном заведении конкурентной среды; стимулирование самосовершенствования личности учащегося, ее самопреобразование; обеспечение субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе; усиление индивидуально-творческого характера учебной деятельности; развитие побудительной мотивации обучения.

4. Интеграция традиционных и информационных образовательных технологий позволяет надежно достигать намеченные цели, приводя в согласование внешние и внутренние факторы становления конкурентоспособной личности школьника.

5. Конкурентная среда в общеобразовательной школе – это совокупность условий, внешних и внутренних факторов, окружающих человека и воздействующих на него прямо или косвенно, обусловливающая кругозор, стиль мышления и отношений включенных в нее субъектов, стимулирующая в них потребность к соревнованию, социально активному действию, развитию психологических механизмов конкурентоспособного поведения. Чем выше интенсивность конкуренции, тем сильнее должно быть развито конкурентоспособное поведение для адаптации к конкурентной среде.

Апробация и внедрение результатов исследования . Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в 12 научных публикациях.

Основные итоги исследования докладывались на научно-практических семинарах и конференциях различного уровня (2007 – 2010 гг.). Результаты исследования внедрены в практику работы муниципальных образовательных учреждений города Ельца: МОУ гимназия № 11, СОШ № 1, МОУ лицей № 24, НОУ гимназия «Альтернатива», МОУ СШ № 15.

Психолого-педагогическая характеристика понятия «конкурентоспособная личность» школьника

Важнейшими задачами, стоящими перед российским обществом и образованием в настоящее время, являются: повышение конкурентоспособности страны на международной арене, в том числе в области образования, а также воспитание конкурентоспособного поколения, готового взять на себя ответственность за будущее страны. Процесс формирования конкурентоспособной личности является сложным, противоречивым и недостаточно изученным. Поэтому проблема формирования и развития конкурентоспособной личности становится одной из важнейших в системе российского образования XXI века, актуальной для современного образования и общества в целом.

Приказом Министерства образования Российской Федерации № 089 от 5 марта 2004 г. утверждён Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В пояснительной записке к этому документу определены задачи модернизации общего образования, в том числе «... готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Мы уверены, что именно конкурентоспособность открывает личности путь к успеху. Даже в условиях социально-экономического кризиса конкурентоспособные люди переживают его значительно легче, и преодолевают быстрее, поднимаясь затем на более высокий пьедестал .

В настоящее время в России в целом завершился этап общественного неприятия самого термина «конкурентоспособная личность» и наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособной личности в различных сферах. Конкурентоспособность личности как значимая профессиональная характеристика все больше и больше при влекает внимание многих специалистов.

Возникла другая крайность - многообразие подходов и толкований термина «конкурентоспособность» в психологической науке. Более того, термин этот становится часто употребляемым в других науках и областях общественной жизни. Например, в системе экономических наук (конкурентоспособность товара, предприятия, субъекта труда), в педагогических науках (подготовка конкурентоспособного специалиста). Высказывалось мнение о рассмотрении конкурентоспособности как национальной идеи.

Выявление сущности понятия «конкурентоспособной личности школьника» потребовало уточнения таких понятий, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособное поведение», «конкурентные преимущества», «конкурентная среда» и др.

Согласно трактовке Толкового словаря русского языка «конкуренция» - это соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ .

Конкуренция (от латинского сопсшто - «сталкиваюсь») - одна из форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп.

Оксфордский словарь английского языка и Словарь Вебстера обозначает конкуренцию словом «competition» - соревнование, конкурс.

Многоаспектность феномена конкуренции отмечает А.И. Юрьев : «Понятие конкуренции далеко выходит за пределы одной экономики. Она проявляется во всех сферах жизни (личной, профессиональной, материальной) и в любых формах: от самых приемлемых, пробуждающих к жизни инициативу, решительность, изобретательность, самостоятельность, до самых отвратительных, включая войну» . Под конкуренцией в экономике понимается антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Биологическая конкуренция - активное соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения .

К вопросу о возникновении конкурентных отношений обращаются многие авторы. По определению И.И. Шмальгаузена, конкуренция - одна из форм борьбы за существование. Биологические предпосылки конкуренции проявляются, согласно Дарвину, в половом отборе, зависящем от преимуществ, которые определенные особи получают перед другими особями того же пола и вида .

Классики психоанализа (3. Фрейд, К. Хорни) считают, что конкуренция сама по себе не является биологически обусловленным явлением, а есть результат данных культурных условий, порождающих соперничество, которое стимулируется в жизни человека с колыбели до самой смерти.

Феномен конкуренции как социального явления, одного из возможных видов взаимодействия (помимо конфликта, оппозиции, соперничества, соревнования, сотрудничества, кооперации, согласия и т.п.) отражен в работах К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Автономова, Ю.В. Андреевой, А.Г. Ас-молова, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Брушлинского, Н.В Гришиной, А.И. Донцова, А.А. Ершова, А.Л. Журавлевой, А.Г. Здравомыслова, И.Г. Ко-куриной, А.Л. Свенцицкого. Данные авторы выделяют семантическое поле понятия «конкуренция» и рассматривают его как социальную ценность, способствующую прогрессу.

Конкуренция занимает большое место и играет важную роль в жизни современного общества. Более того, она является одной из самых насущных и актуальных проблем рыночной экономики, нового общественно-политического уклада в России в условиях глобализации. «Конкуренция - это стремление получить то, что стремится получить еще кто-то другой в то же самое время» . В условиях рыночных отношений конкуренцию определяют не как антагонистическую борьбу, а как соревнование, происходящее по определенным правилам, дающее возможность каждому участнику лучше раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться как личности.

В современном значении слово «конкуренция» коррелирует с такими понятиями, как «соревнование», «борьба», «престиж», «репутация», «карьера», «статус».

Понятие «конкурентоспособность» относится к числу наименее разработанных как в философской, психологической, так и в педагогической литературе. Исследователи объясняют это сложностью самого понятия. Важно отметить, что термин «конкурентоспособность» как научное понятие появился в отечественной педагогике в конце XX века.

На сегодняшний день в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «конкурентоспособность».

По Р.А. Фатхутдинову конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующее степени удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке, а также способ выдержки конкуренции в сравнении с аналогичным объектом других производителей .

Интеграция информационных и традиционных технологий в образовательном процессе школы для обеспечения цели формирования конкурентоспособной личности учащегося

В процессе модернизации общего образования идет совершенствование образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных и новых информационных технологий, а также развитие единой информационной образовательной среды. Таким образом, происходит трансформация традиционного среднего общего образования в информационное, открытое на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Интеграция является методологической категорией в современных педагогических исследованиях. Она ориентирует на образование таких связей, которые обеспечивают целостность образовательного процесса, образовательных систем, всей системы образования. Одновременно она служит способом познания и изменения педагогической действительности.

Методологической основой интеграции служит философская идея целостности человека и необходимости интегративного подхода к изучению его бытия и деятельности.

Интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Это не сумма соединенных частей, а органическое их взаимопроникновение, дающее новое целостное и системное образование . Теория систем определяет интеграцию как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и как процесс, обуславливающий такое состояние.

Интеграция - начальное условие образования: для того, чтобы система могла работать в режиме образования, она должна соединять, т.е. интегрировать разные педагогические технологии. «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного» .

Согласно исследованиям интегративных тенденций (Т.К. Александрова, И.Ю. Алексашина, B.C. Безрукова, М.И. Берулава, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Н.К. Чапаев и др.), интеграция определяется как одно из перспективных направлений реализации личностно-ориентированного образования, которое требует разработки содержания образования, включающего не только научные знания, но и метазнания (приемы и методы познания).

В современном образовании педагогическая технология должна идти в паре с информационной технологией. Информационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Применение информационных технологий на уроках, благодаря своей гибкости, является эффективной образовательной технологией. Новые информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможности для творчества, закрепления различных профессиональных навыков.

В настоящий момент уровень применения учителями средств информационных технологий в учебном процессе невысок. Хотя использование таких программ как Excel Microsoft, PowerPoint Microsoft, электронной интерактивной доски позволяет сделать материалы к уроку более наглядными. Класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, что делает труд учителя более рациональным.

Интеграционные процессы сегодня усиливаются при смене парадигмы образования в ходе его интеграции в мировую систему, что требует сохранения традиций отечественной школы.

Как педагогическая категория, интеграция отражает двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними, что ведет к прогнозируемому результату. Интеграцию следует рассматривать как педагогическую категорию через проявление в образовании множества взаимосвязанных структурных компонентов педагогической системы, объединенных единой образовательной целью формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогическои деятельности, результат которой представляют физические, душевные и духовные новообразования, отличающиеся относительной устойчивостью, определенностью и законченностью.

В изучение различных аспектов интеграции научных знаний, умений и навыков внесли свой вклад В. Г. Афонасьев, С. И. Архангельский, М. Н. Бе-рулава, М. И. Махмутов, А. В.Усова, А. Я. Данилюк, А. П. Беляева, Н. К. Чапаев и другие ученые. Они исследовали проблемы, связанные с отражением этих вопросовв высшей и средней школе.

В современной педагогической науке настоящая проблема рассматривается в трудах Н. И. Вьюновой, И.Д. Зверева, Л. П. Качаловой, А. И. Тимошенко, В. Н. Турченко, А. М. Егорычева и др.

Анализ научной литературы позволил выделить ряд направлений интеграции: содержательное, которое достаточно условно делится на межпредметную интеграцию-биопредметную (синтез двух дисциплин, например, - литературы и языка, истории и литературы, истории и языка (и мультпредметную) синтез трех и более дисциплин, например, - интегрированное обучение. Создание интегрированных курсов, программ и проектов. Организационно-технологическое, связанное с развитием интегративных форм обучения (интегративный урок, интегративный семинар, интегративная лекция, интегративный экзамен, интегративный день и т.д.), интегративных форм образования (культурно-образовательный центр, гуманитарно-педагогический центр, целостная школа и т.д.), а также интегративных технологий (проблемное обучение, витагенное обучение, контекстное обучение и др.). В эту же группу мы относим интеграцию разновидностей педагогического процесса, например, учебной и внеучебной работы.

Институциональное направление. Во-первых, оно касается внутриобра-зовательных связей (связей и взаимоотношений, во-вторых, внешних связей и взаимоотношений образовательных систем, например, - интеграции гуманитарного образования и фундаментальной науки; вуза, производства и науки; школы и общества и т.д.).

Личностно-деятельностное, выражающее процесс сближения субъект-но-ролевых планов деятельностей участников педагогического процесса. В качестве примера можно привести «формы совместной деятельности» (A.C. Белкин ): опека (максимальная роль взрослых в определении целей и помощи ребенку, низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым); наставничество (решающая роль взрос- . лых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей); партнерство (успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий); сотрудничество (успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу); содружество (высшая форма сотрудничества, когда обе стороны сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества).

Еще один интересный пример находим у Н.М. Таланчука , характеризующего «разные уроки, на которых деятельности педагога и учащихся могут выстраиваться с различной мерой интегрированности: учитель рассказывает, а учащиеся слушают (простое сочетание); учитель ставит проблемный вопрос, учащиеся пытаются найти на него ответ, и педагог в случае наибольших затруднений подсказывает им путь поиска (кооперирование деятельности, когда одна деятельность дополняет другую); учитель приходит на урок и делает сообщение о реальной жизненной проблеме...,.способы решения которой ему пока не известны и приглашает учащихся к совместной творческой деятельности (высокий уровень интеграции деятельностей, когда они образуют единое целое)» .

Организация опытно-экспериментальной работы

Формирование конкурентоспособной-личности школьника в образовательном процессе предполагало развитие потребностно-мотивационной сферы личности, формирование ключевых компетенций; активизацию саморазвития личности с помощью эвристических и алгоритмических методов. Как было обосновано в первой главе, именно интеграция традиционных и информационных технологий, по нашему мнению, является ведущим условием формирования конкурентоспособной личности школьника.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы явилась проверка положений гипотезы по материализации модели процесса формирования конкурентоспособной личности школьника в условиях интеграции традиционных и информационных образовательных технологий, что предусматривало реализацию мероприятий поэтапного создания комплекса педагогических условий, включающих образовательно-развивающие, организационно-педагогические и социально-психологические аспекты.

Для оценки степени сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностно-практического компонентов конкурентоспособной личности школьника нами применялись следующие критерии: - когнитивный критерий раскрывается посредством следующих показателей: предметные знания, владение понятиями, терминами, методами научного исследования; - мотивационно-ценностный критерий определяется показателями: интересы, мотивы, направленность личности, ценностные ориентации, способность к эмпатии; - дептельностный критерий соотносится с таким показателем как потребность в применении полученных знаний, умений в практической деятельности. В целях диагностики реального состояния сформированности мотива-ционно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического компонентов конкурентоспособной личности школьника в ходе констатирующего эксперимента были проведены срезы. Специальные «срезы» (оценка развития и саморазвития личностных качеств, характеризующих формирование конкурентоспособной личности школьника) осуществлялись в 9, 10,11 классах. На I этапе эксперимента нами была разработана следующая система мероприятий: 1. Выполнение и анализ диагностического задания по выявлению уров ня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельно стно-практического компонентов у школьников. 2. Индивидуальные консультации, определяющие пути коррекции зна ний, умений конкретных учеников. 3. Целенаправленная работа по формированию знаний и развитию личностных качеств подростков. 4. Включение ребят в познавательную деятельность реального учебно-воспитательного процесса. 5. Выполнение творческих заданий.

На этапе контрольного эксперимента анализировались данные формирующего эксперимента, проверялась эффективность разработанной модели процесса формирования конкурентоспособной личности школьника. При выборе тех или иных форм контроля мы руководствовались такими требованиями, как объективность, валидность, диагностическая ценность, достоверность, репрезентативность, эффективность математической обработки результатов.

Экспериментальное исследование проводились в НОУ гимназии «Альтернатива» и МОУ гимназии №11 для сравнения привлекались материалы, полученные в М0У лицее №24 и Є0Ші№1. В экспериментальную; группу вошли ученики гимназических классов (учащиеся 9-11 классов гимназии «Альтернатива» с углубленным изучением информатики и английского языка, а также ученики 9-11: классов гимназии №11). Всего в эксперименте приняло участие 187 учеников. Выбор образовательного учреждения в качестве экспериментального был обусловлен рядом обстоятельств: 1) общие для общеобразовательных учреждений учебные программы. Любая учебная программа, по нашему мнению, реализует основные функции: фиксирует содержание обучения, устанавливает норматив деятельности учителя и включает лабораторный практикум. Мы проанализировали учебные программы разных дисциплин с целью установить, какие рекомендации получают учителя в методических указаниях к ним и насколько они ориентированы на формирование конкурентоспособности школьников. По мнению ОЛЗ. Кузиной, П;С. Лернера, Н.Ф. Родичева, G.H. Чистяковой «в настоящее время есть острая необходимость преодоления отчуждения школьников от содержания образования, которое не даёт адекватной мировоззренческой картины, не даёт необходимой информации для построения жизненных планов» .

Как отмечают исследователи, учебные программы ориентированы «на приобщение растущего человека к культуре и весьма слабо на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности» [там же]. Но всё же в программах, предназначенных для углубленного изучения дисциплины, в отличие от типовой, подчёркивается практическая направленность образования, повышение познавательной активности, самостоятельности учащихся в приобретении знаний, умений и навыков. То есть эти программы больше ориентируют на деятельностное обучение что, по нашему мнению, положительно влияет на формирование конкурентоспособности учащихся. Мы выяснили, что цели и задачи курсов, предназначенных для классов с углубленным изучением дисциплины и типовых программ общеобразовательных классов, сходны, в них определены требования к объёму и качеству знаний, умений и навыков по годам обучения; поставлены задачи по формированию ключевых компетенций, но нет предложений по реализации данных задач; программы не отражают в полной мере интеграционных процессов, которые актуальны сегодня для образования, а особенно для воспитания конкурентоспособного выпускника; 2) предварительное изучение результатов обучения, итогов проводимых государственных аттестаций, сравнительный анализ состояния изучаемой проблемы показали, что исходный уровень образовательного процесса, учебной работы выбранного нами образовательного учреждения НОУ гимназии «Альтернатива», МОУ гимназии №11 и учреждений МОУ лицея №24 и СОШ №1 практически одинаков.

Содержание опыта работы по формированию конкурентоспособной личности школьника

Предложенная нами модель процесса, формирования конкурентоспособной личности школьника позволяет выполнить проектные описашшэтого процесса. В данном случае модель выступает как прообраз педагогического процесса и является необходимым компонентом проектирования»последнего. Известно, что моделирование - это упрощенное воспроизведение тех или иных ситуаций педагогического процесса. Моделирование педагогической ситуации в процессе формирования конкурентоспособной личности школьника позволяет преобразовать и синтезировать знания, получаемые при изучении, отдельных теоретических дисциплин, и использовать их для решения практических задач. Подобные формы деятельности нашли отражение в нашей практической работе.

Конкурентоспособность как проявляется, так и формируется в деятельности. При формировании когнитивного компонента, конкурентоспособной личности школьника важное значение имеют социально-деятельностные ус ловия, среди которых выделяется способность к самостоятельной работе и самообразованию.

Наиболее действенным в подготовке конкурентоспособной личности школьника может быть метод проектов с использованием информационных технологий. Интеграция этих технологий позволяет не только осваивать предметное содержание, но и способствует, развитию креативных черт личности учащихся, поскольку обеспечивает повышение уровня развития качества продуктов творческой деятельности обучаемых. Для оценки готовности учащихся старших классов к проектной деятельности мы предложили ребятам ответить на вопрос: «Какими видами деятельности вам больше нравится заниматься на уроках?». В опросе участвовало 187 человек, ребята могли выбирать несколько ответов. В 9 графе были следующие варианты ответов: «рефераты», «экскурсии», «совместный уроки по разным предметам», «когда на уроке по одному предмету используют сведения из другого предмета», «на уроках нужен и рассказ учителя, и игра, и, желательно, побольше разных компьютерных анимаций». Как видно из ответов, наиболее популярны лабораторные работы и проектная деятельность.

Работа над исследовательским проектом включает умение формулировать гипотезу исследования, умение составлять план проверки гипотезы, сбор материалов, умение анализировать, выделять главное в тексте, обобщать, делать выводы, умение работать в группе, умение представлять отчёт о проделанной работе. Если вьшускник школы приобретает указанные умения и навыки, он оказывается более адаптированным к жизни, способным ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.

В ходе формирующего эксперимента мы широко использовали метод проектов: в проекты, направленные на приобретение знаний и умений: «Экологическая обстановка Липецкой области» (Приложение 3), «Генно-модифицированные продукты «ЗА» и «ПРОТИВ», «Правильное питание -залог здоровья» и др. Проекты, направленные на закрепление знаний и умений: «Многообразие клеток», «Ферменты и их значение», «Загадка происхождения жизни на Земле», и др. Проекты, направленные на проверку знаний и умений: «Красная Книга Липецкой области», «Наследственные заболевания человека», «Эволюция человека», «Экологические катастрофы и антропогенный фактор» и др. Проекты, подчинённые логике научного исследования: «В мире этикеток» (Приложение 4), «БАДы и здоровье человека», «Причины и последствия глобального потепления» и др. Проекты практико-ориентированного характера: «Мой дом - моя экосистема», «Режим дня и успеваемость», «Кожа - зеркало здоровья», «Серый джин» и др. Краткосрочные (поурочные) проекты: «Белки - основа жизни», «Роль кислорода в развитии жизни на Земле» и др. Экскурсионные, направленные на ознакомление с различными профессиями: «Экопродукты и пищевые добавки» (посещение ФГУЗ центра гигиены и эпидемиологии в Липецкой области), «Реликты Липецкой области» (посещение заповедника Галичья гора), «Сок или свежий фрукт?» (посещение Лебедянского консервного завода) и др. Внеурочные (долгосрочные) проекты: «Экология души» (о влиянии Интернета и компьютерных игр на психологическое состояние подростков) и Др. Элективные проекты в рамках элективных курсов: «Азбука выживания в экстремальных условиях» (в рамках элективного курса «Практическая биология») и др. Проекты в лабораториях: «Пластиды в растительных клетках», «Ферменты и их значение», «Пепси - напиток современной молодёжи» и др. Проекты в природе: «Участники пищевой цепи на пришкольном участке», «Межвидовая борьба у растений пришкольного участка» и др. Проекты в школе: «Неформалы. Кто они?», «Православие и иные веры» и др.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность. Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Отличительными признаками развитой личности являются: способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия; умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим; достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения; энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности; открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту; Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности: Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития. С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует. В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования. Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев. Творческий потенциал личности и условия его развития: Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой. В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции: выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен; реализует право личности на свободу; является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности. Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом. Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность. Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью. Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов. Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность. Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки. Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно. Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства. Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики. М, Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. " Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Мотивация творчества: Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению. Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег. Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть. При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего. Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области. Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств. Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. " Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании

Конкурентоспособность личности

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании - забота о будущем всей России.

Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую и экономическую сферы общественной жизни.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка"

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. [Андреев В. И. "Педагогика" ]

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно" .

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

· профессиональную направленность личности;

· систему целеполагания;

· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях" [Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности" ]

Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа" " [Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе" ]

Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. [Чупрова О.Ф. "Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности " ]

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в ВУЗе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт- процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Большинство преподавателей ВУЗов нашей страны считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

конкурентоспособный личность воспитание студент самореализация

Кафедра физического воспитания

Реферат по дисциплине «Физическая культура»

«Здоровье и личностные качества – факторы конкурентоспособности будущего специалиста»

Выполнила:

Барнякова Ю.В.

группа ЗИД 113с

Проверила:

Медведьева С. А.

Екатеринбург 2012.

Введение

1. Конкурентоспособность личности.

2. Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентоспособности специалиста.

3. Физическая культура и спорт – в системе обеспечения здоровья студентов вуза.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требуют от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности.

Проблема конкурентоспособности сейчас актуальна для каждого молодого жителя России, ведь по существу, это проблема его выживания. В особой мере это ощущают на себе студенты и выпускники техникумов и вузов.

Многие молодые люди под «конкурентоспособностью» понимают успешность, достижение жизненного успеха. Однако это не тождественные понятия. Успех – чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения, он расслабляет. А вот желание быть конкурентоспособным требует четкого планирования и осуществления личностного развития. Забота о личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовать если не все, то основные личностные ресурсы, а также постоянную борьбу с собой и другими за жизненное пространство, лидерство, свое место под солнцем.

Одним из главных факторов конкурентоспособности является здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать как производственные, так и жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Конкурентоспособность личности

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Исследования, проведение учеными, показали, что конкурентоспособность личности, это не одно качество, а сложная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. (Андреев В. И. "Педагогика").

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги- исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и другие) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно".

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

Систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

Профессиональную направленность личности;

Систему целеполагания;

Самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях". (Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности")

Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности. Например, О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа". (Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе").

Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. (Чупрова О.Ф. "Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно- аналитической деятельности ").

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально -логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст от 18-23 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта, научных достижений.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Многие преподаватели российских вузов считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.


Похожая информация.