Представление и воображение. Отличие представления от других уровней В чем отличие представления от воображения

НОУ «МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

ФАКУЛЬТЕТ: ПСИХОЛОГИИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ.

Выполнил: СТУДЕНТКА

2 КУРСА, Ф-ТА ПСИХОЛОГИИ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

БОРОДКИНА И.Н.

Проверил: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СЕМЕНОВА М.А.

Мурманск 2009


Введение

Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Основные характеристики представлений

Функции представлений

Классификация и виды представлений

Операции представлений

Понятие о воображении, механизмы процесса воображения

Физиологические основы воображения

Роль воображения в жизни человека

Виды воображения

Операции воображения

Воображение и творчество

Заключение

Литература


Введение

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова - случайно или намеренно - вызван нами. Это явление получило название «представление».


Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Основные характеристики представлений

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Функции представлений

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.


Классификация и виды представлений

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент.

2. Представление и воображение

Познавательная деятельность человека не прекращается с прекращением ощущений и восприятий. В жизни ему очень часто приходится оценивать то, чего непосредственно в зоне действия органов чувств нет.

Следовательно, начинается как бы 2-ой уровень познания окружающего мира, проявляется как бы 2-ой, более сложный уровень познавательных процессов.

Когда нет ни одного ощущения, не говоря о восприятии, а осознать, проанализировать объект необходимо – на помощь приходит представление.

Представление – психический познавательный процесс, субъективный образ прежде воспринимавшихся объективных предметов и явлений. Механизм представления – раздражитель (слово, сигнал, символ, мысль) вызывает старые нервные связи, которые и воссоздают прежние восприятия.

Представление – как бы переход от ощущений и восприятий к мысли, при этом по сравнению с восприятием оно имеет отличия:

1) обладает меньшей яркостью и отчетливостью;

2) характерно большей изменчивостью и подвижностью;

3) оно более обобщенное (главное выделяется, а остальное – как бы выпадает);

4) оно совершенно субъективно, т. к. основано на личном отношении к тому, что представляется.

Вместе с тем, по степени яркости представление может совпадать с восприятием, а может иметь лишь части от бывшего восприятия.

По отчетливости представление может быть детальным, если первоначальное впечатление было очень сильным; а может быть лишь контурным, схематичным, если оно основано на стихийно возникшем или очень давнем восприятии.

Наконец, в зависимости от степени участия сознания (высшей нервной деятельности) в создании представлений их разделяют на представления памяти – образцы предметов (явлений), которые воспринимались ранее, и представления воображения – образцы, которые в реальной жизни в таком виде прежде не воспринимались. В большинстве психологических источников этот вид представления рассматривается как самостоятельный психический познавательный процесс – воображение.

Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий, полученных в предыдущем опыте. .

Диапазон воображения чрезвычайно широк от самой фантастической сказки до почти будущей реальности. Воображение – это возможность создания как промежуточных, так в максимуме и конечных итогов деятельности.

К. Маркс писал: «… даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека». .

Воображение бывает пассивным – без предварительных намерений и планов (сновидение, грезы) и активным – результатом специального намерения (план, прогноз, развитие идеи и т. д.).

В свою очередь, произвольное воображение разделяют на воссоздающее – создание новых образов на основе известных компонентов или описаний (схемы, инструкции, проекты, чертежи), и творческое – создание новых образцов без конкретных составляющих, требующих отбора в соответствии с замыслом (создание машин, механизмов, произведений искусства).

Творческое воображение неразрывно связано с особым духовным состоянием человека в процессе деятельности – вдохновением.

Наконец, видом творческого воображения связанного с осознанием желаемого будущего является мечта.

Основные формы воображений :

1) агглютинация – соединение не соединяемого (ковер-самолет, изба на курьих ножках, человек-амфибия);

2) гиперболизация – чрезмерное изменение количества и качества: преувеличение – преуменьшение (человек-гора, мальчик с пальчик); заострение – смягчение (карикатура – дружеский шарж).

Таким образом, представление и воображение – важные психологические процессы, основа творческого отношения к труду.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением и речью важную роль в деятельности человека играет воображение.
Воображение - это психический процесс мысленного создания нового в форме образа, представления, идеи, действия. Одновременно оно - явление психики. Также воображение - это представление отсутствующего объекта. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представить конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Виды воображения:
- произвольное (активное) - инициируется волевым усилием при необходимости, в ходе решения проблем;
- непроизвольное (пассивное) - инициируется непроизвольно и проявляется в снах, мечтах, фантазиях, грёзах;
- продуктивное - «производящее» что-то (роман «Мастер и Маргарита», фантастика);
- репродуктивное - «воспроизводящее», воссоздающее действительность, - то, что было известно (в искусстве - направления натурализм, реализм);
- антиципирующее - предвосхищающее будущие события, последствия действий;
- творческое - создающее новые образы и идеи, имеющие ценность для людей и воплощаемые в оригинальные продукты деятельности.
Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т. д.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы, мечты, фантазии. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грёзы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанным, чаще всего с несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грёзы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Мечта - дума о приятном, желаемом будущем, его образ.
Грёзы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем.
Фантазии - картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности. У некоторых людей встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Образы воображения, в отличие от образов восприятия, чаще не соответствуют действительности.

Определение

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

Определяется четырьмя видами:

Представление разделяют:

Зрительные,

Двигательные,

Обонятельные,

Вкусовые,

Осязательные,

Интрацептивные,

Технические,

Топографические,

Музыкальные,

Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Элемента 2 или-не

К 155 ЛЕ 1

4 U un =5,25 B

Контрольные вопросы:

1. Определение обозначения « корпус.

2. Привести входную схему ТТЛ – логики и показать входные токи логической единицы и нуля.

3.Подключить любую нагрузку к выходу ИМС К155ЛЕ1 и показать токи на выходной схеме, нагрузке.

4.Разработать таблицу истинности для любой сложной логической схемы.

План:

1. Особенности высших познавательных процессов

2. Представление как психический процесс

3. Воображение как психичесский процесс

Понятие высших познавательных процессов

К высшим познавательным процессам относятся: представление, воображение, мышление и речь . Почему они называются «высшими»? Во-первых, потому что они базируются на более простых познавательных процессах – ощущении и восприятии, которые более непосредственно отражают реальность. Любой образ, предстающий перед нашим внутренним взором, происходит из непосредственного контакта с реальностью, пусть даже наше воображение изменит его каким-то причудливым способом. Но мы не можем представить себе то, в отношении чего не имеем хоть какого-то, самого небольшого опыта. Например, выражение «платье голубое, как небо» у каждого вызовет образ, потому что каждый видел небо. А вот фраза «платье цвета маренго» вызовет образ лишь у того, кому когда-то показали этот цвет. «Придумать», «вообразить» его невозможно – в самом слове не содержится намека на цвет. Итак, высшие познавательные процессы основываются на ощущении и восприятии, которые доносят до нас информацию из внешнего мира, заботливо сохраняемую в памяти. А в чем же состоит задача высших познавательных процессов?

Благодаря им наша психика способна создавать упорядоченную картину мира, систематизированное отражение накопленного опыта – предметов, событий, процессов, переживаний, отношений, знаний. Эту систему в повседневной речи называют «внутренним миром» человека. Другими словами, это уникальный способ и результат отражения внешнего, объективного мира.

Более того, высшие познавательные процессы позволяют самому человеку управлять формированием своего внутреннего мира, контролировать его состояние. Животные не способны на это, они являются как бы «заложниками» происходящих с ними процессов. Их поведение всегда носит реактивный характер, то есть является откликом на возникшую потребность. Животное не может «заставить» себя, «успокоить» себя, «изменить свое отношение» к чему-то. Мы же можем это сделать благодаря знакам .



Знак – это символ, метка, заменитель реального объекта (или процесса). Знаком может быть не только слово или изображение, но любой объект, вызывающий ассоциации с тем, что он обозначает. Например, слово «чай» – это лишь сочетание звуков, но для русскоязычного человека оно является знаком повседневного напитка и вызывает соответствующие реакции. Знак «крутой поворот» заставляет водителя снизить скорость, как будто бы он уже увидел впереди крутой поворот. Аромат духов, которыми постоянно пользуется жена, для мужа будет знаком того, что она где-то здесь или только что была здесь; и т.д. Знаки побуждают нас реагировать на них, как на реальный объект. Представьте себе лимон: ярко-желтый, почти круглый, какая у него неровная плотная кожица… Представьте себе во всех подробностях, как вы откусываете от него большой кусок, так что сок течет по подбородку – и ваш организм запустит рефлекс выделения слюны. А ведь лимона нет, есть лишь представление о нем, которое активизировалось, когда вы прочитали соответствующие слова.

Представление как психический процесс, его свойства и функции

Представления – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Это хранящиеся в нашей памяти отражения объектов, с которыми мы когда-либо встречались. Представления приходят нам на помощь, когда нам надо взаимодействовать с объектом, а объект находится за пределами восприятия.

Например, человек, который впервые у вас в гостях, спрашивает, как ему добраться до метро. Вы можете вывести его из дома и дойти с ним до остановки, а можете воспользоваться своей и его способностью представления. Тогда вы скажете что-то вроде: «Выходишь из подъезда, поворачиваешь налево, доходишь до конца дома, пересекаешь детскую площадку» и так далее. Чтобы сказать это, вы вызываете в памяти воспоминание о знакомом вам пути и описываете его. Ваш знакомый, в свою очередь, с помощью услышанных слов (то есть знаков) формирует некую модель местности в своей голове, которая поможет ему сориентироваться в реальности. Конечно, эти «картинки» будут отличаться – ваша будет более полной, а его – более схематичной, но главное, чтобы она помогла ему найти дорогу.

Другими словами, представление – это образ объекта, который отражает важные для нас свойства объекта. Чем лучше нам знаком объект, чем он нам важнее, чем больше мы с ним взаимодействует, тем более полным будет наше представление. Задача представления – сориентировать нас, помочь нам взаимодействовать с объектом. Отсюда вытекают свойства представления:

1) наглядность . Представление – это чувственно-наглядные образы действительности. Даже абстрактные понятия – такие, как «любовь» или «геометрия» – все же сопровождаются в нашем сознании некими образами.

2) фрагментарность . Мы хорошо представляем себе те свойства объекта, которые для нас важны, с которыми мы взаимодействует постоянно. Те свойства, которые нам неважны, в нашем внутреннем мире представлены размыто или отсутствуют. Например, мы не обращаем внимания на цвет глаз случайного знакомого; если мы не разбираемся в машинах, то можем запомнить цвет машины, которая стоит в нашем дворе, но вряд ли обратим внимание на марку.

3) неустойчивость и непостоянство . Представления исчезают из поля сознания и их приходится вновь вызывать усилием воли. На передний план выступают то одни, то другие детали представленного образа. Лучше знакомясь с объектом, мы можем «достраивать» свои представления, развивать их. В этом заключается сущность процесса обучения. Если человек не способен (в силу разных причин – например, слабоумия или травмы) развивать и углублять свои представления – это значит, что он не способен к обучению.

Основные функции представления:

1) регулирующая . Активизируется та сторона представления, которая нужна для выполнения актуальной задачи. Например, если у человека рука в гипсе, то его представления о повседневных действиях и объектах (помыться или снять кастрюлю с плиты) изменятся.

2) сигнальная. В представлении отражается не только образ предмета, но и вся имеющаяся информация о нём. Так, человек, который размышляет на вечеринке, пить ему или не пить, представляет не только вкус напитка, но и последствия: придется оставить машину, может случиться драка, как он завтра будет себя чувствовать, и т.д.

3) настроечная. Представления ориентируют деятельность человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений

Представления разнообразны, как видно из нижеследующей таблицы:

Таблица 1. Классификация основных видов представлений

1. По виду анализатора. Мы можем представить себе, вызывать в памяти не только визуальный образ, но и звук, запах, вкус, осязательные ощущения (например, представьте, как вы проводите пальцем по льду). Разнообразие опыта порождает богатство представлений, благодаря чему рассказы других людей и прочитанные книги как бы «оживают», наполняются нашими переживаниями. И напротив, чем беднее мир представлений человека, тем труднее ему увлечься чем-либо, тем меньше интереса вызывает у него окружающий мир. Пережитый опыт и хранящиеся в памяти представления являются мостиком между внутренним миром человека и внешним миром.

2. По степени обобщенности. Единичные представления – это представления об уникальных явлениях и событиях (например, образ матери или воспоминание о первом поцелуе). Общие представления – это образ-схема какого-то класса объектов, система их наиболее значимых свойств. В результате этот образ утрачивает уникальный характер и становится ориентиром, символом целой категории объектов или событий (например, самолет, цветок, парад). в некоторых языках это различие подчеркивается артиклями. Например, в английском языке общее понятие описывается с помощью артикля «a», а единичное – с помощью артикля «the» (a flower – цветок вообще, the flower – именно этот цветок).

3. По степени волевых усилий. Непроизвольные представления, то есть возникающие помимо нашей воли, вызываются ассоциациями , потребностями , эмоциями . Например, если ребенок не появляется дома к назначенному времени, некоторым родителям приходят в голову ужасные картины возможных несчастий, особенно если они часто смотрят соответствующие фильмы и передачи. Напомним, представления не возникают ниоткуда, их питательной средой являются впечатления из внешнего мира. Напротив, произвольные представления формируются по нашему активному желанию, с усилием воли. Например: как будет выглядеть моя комната, оклеенная другими обоями? Стоит ли мне сделать другую прическу?

Образы представления могут быть отражениями реальных предметов – тогда они называются представления памяти. Но они могут быть и новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов – это представления воображения .

Воображение как психический процесс

Воображение называют «самым психическим из психических процессов». Если под термином «психическое» мы подразумеваем отражение, моделирование реальности, то плоды воображения действительно в меньшей степени зависят от окружающего мира, чем образы восприятия или результаты мышления. Воображение – это исключительно человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Можно сказать, что воображение – это конструктор, возможность из разрозненных деталей создать нечто целостное. Рассмотрим фантастических персонажей и объекты: кентавр – это голова и торс человека на теле лошади; эльф – это красивый, стройный, тонкокостный человек с длинными волосами, ушами необычной формы, способный прожить значительно дольше человека; ковер-самолет – это предмет, который имеет внешний вид и размер ковра, который способен летать как лист или птица и подчиняться приказам, как собака; и т.д. С помощью воображения мы создаем образы объектов, которые не существуют в реальном мире, но являются комбинациями свойств реально существующих объектов. Более того, люди способны воплощать представления своего воображения в реальность в виде предметов, конструкций, произведений искусства. Почти вся человеческая культура – это результат работы воображения. И именно отсутствие культуры у животных позволяет сказать, что люди – единственные существа, наделенные воображением. Как мы его используем, каковы его функции?

Функции воображения

С помощью воображения мы можем:

1) представлять действительность в образах и иметь возможность манипулировать ими, решая логические задачи. Вот, например, старинная загадка: шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке было по кошке. Сколько всего существ шло в Москву?

2) произвольно регулировать познавательные процессы. Например, знаменитые персонажи детективов мисс Марпл и отец Браун говорили, что «вычислить» преступника им помогало воображение: они представляли себе, почему человек мог совершить такое преступление и в каком состоянии он находился.

3) планировать и программировать деятельность, оценивать правильность программы и способы ее реализации. Среди приемов НЛП есть и такой: представьте, что вы достигли желаемого, ваша мечта осуществилась. Как вы себя чувствуете в этих условиях? Довольны ли вы? Если ответ отрицательный, значит, желание было сиюминутным или неистинным. Хорошо, что с помощью воображения это можно выяснить до получения желаемого.

4) формировать внутренний план действий, выполняя их в уме, манипулируя образами. Этим мы занимаемся регулярно – например, высчитывая время в пути или продумывая последовательность выполнения домашних дел.

5) регулировать эмоциональные состояния путем удовлетворения потребностей в воображении. Кому не знакомы непроизвольно возникающие перед внутренним взором картины несчастий, которые обрушиваются на голову нашего обидчика или конкурента! Явления того же порядка – навязчивые мысли о еде среди голодающих; сновидения, в которых сбываются наши заветные желания; грезы влюбленных. Формы воображения многообразны.

Виды, формы и приемы воображения

Так же как и представления памяти, представления воображения могут носить активный или пассивный характер. Активное (произвольное) воображение – это сознательная психическая деятельность, подчиненная какой-либо цели. Так художник продумывает композицию картины, дизайнер – интерьер помещения, ученик пытается представить фигуру в разрезе. Пассивное (непроизвольное) воображение служит бессознательному – желаниям, страхам, верованиям. В этом случае образы возникают как бы сами собой и являются отражением неосознанных мыслей и потребностей. Например, необходимость перейти овраг по неустойчивому мостику вызывает у человека представление, как он срывается и падает. Представления воображения побуждают к действию, поэтому так важно уметь управлять воображением.

Виды воображения различаются также по степени самостоятельности.

Воссоздающим называется вид воображения, который включается, когда мы читаем книгу или слушаем рассказ. Перед нашим внутренним взором предстают иллюстрации к услышанному (прочитанному). Чем богаче личный опыт человека и чем больше мастерство рассказчика, тем больше впечатлений и эмоций получает человек. Воссоздающее воображение тренируется именно в ходе получения вербальной (то есть словесной) информации. Поэтому чтение книг и общение больше способствует развитию воображения, чем просмотр фильмов и компьютерные игры, где образы уже созданы, их достаточно пассивно воспринимать.

В отличие от воссоздающего, творческое вообра­жение – это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Образ Шерлока Холмса или Годзиллы, «Джоконда» и Масяня, компьютер и наперсток – все объекты, созданные человеком (произведения искусства, технические конструкции, предметы быта) возникли как материальное воплощение воображаемого образа.

Воображение существует в следующих формах:

Фантазия (греза) образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью . Фантазии скорее успокаивают человека, чем побуждают к деятельности. Так, девушка из бедной семьи, где постоянно слышна ругань и упреки, мечтает о богатом и ласковом муже. Физически слабый и нерешительный мальчик представляет себя могущественным волшебником или всесильным воином.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она связана не только с потребностями человека, но и с его реальными возможностями, и поэтому побуждает к действию. Возникая непроизвольно, развиваясь и захватывая внимание человека, мечта отражает его потребности и склонности. Это первый шаг планирования своих действий, построения собственной жизни. Поэтому в подростковом возрасте, когда человек уже достаточно много знает о жизни, чтобы представить варианты своего жизненного пути, когда у человека много энергии, желаний и времени мечтать просто необходимо. Если у человека нет мечты, его жизнь будет подчинена внешним условиям, он воплотит сценарии, которые предлагает ему окружение. В этом случае все важные выборы его жизни будут объясняться примерно так: «у нас так принято», «а чем здесь еще заниматься?», «так делали мои родители» и т.д.

Сновидения – это пассивная форма воображения, отражающая неосознанные влечения, страхи, представления человека. Известны так называемые «кошмары беременных», когда женщине снится нечто ужасное, происходящее с ее ребенком или мужем. Кошмары показывают, как важны эти люди для женщины и как страшно было бы их потерять. Поскольку думать об этом неприятно, такие страхи могут вытесняться в подсознание.

Внешние воздействия на спящего тоже могут отражаться в сновидении. Тяжелое одеяло вызывает сон о том, как человек задыхается в пещере или лавине, запах пищи формирует картины застолья и т.д. в этом случае воображение как бы пытается объяснить ощущения, создать связанную картину происходящего. Анализу сновидений посвящена книга психоаналитика и философа Э. Фромма «Забытый язык».

Галлюцинации – это продукты неуправляемого воображения. Они являются признаком нарушения психической деятельности, вызванного переутомлением, психическим заболеванием, психической травмой или отравлением. В такой ситуации человек считает продукты своего воображения реально существующими объектами и действует по отношению к ним соответственно (разговаривает с воображаемыми голосами, спасается от воображаемых чудовищ и т.д.). Такие действия могут быть опасными для самого человека или окружающих его людей.

Даже самые причудливые образы воображения созданы из хранящихся в памяти свойств реальных объектов. Их фантастичность достигается с помощью следующих приёмоввоображения :

1) Агглютинация – это комбинирование свойств разных объектов в одном. Например: русалка, сфинкс, Минотавр, люди Икс.

2) Акцентуирование – подчеркивание черт отображаемого явления, изменение пропорций. Например: мальчик-с-пальчик, гигантская акула из фильма «Челюсти».

3) Типизация – обобщение свойств, характеризующих целый класс объектов, в результате чего в единичном образе концентрируется и выражается свойство этого класса объектов «в чистом виде». Так возникают образы «прекрасная принцесса», «чокнутый профессор», «идеальный солдат» и т.д.

Влияние воображения на организм

Воображение опосредованно управляет нашим поведением. Как это происходит? Вспомним механизм опредмечивания потребности. До тех пор, пока потребность не была удовлетворена каким-то предметом, она воспринималась лишь как смутное напряжение. С тех пор как потребность однажды встретилась со своим «предметом», всякое ее переживание обрело конкретные очертания – память услужливо предлагает образ желанного предмета, а воображение конструирует ситуацию, в которой возможно удовлетворение потребности. Так, курильщик немедленно «расшифровывает» сигнал организма, начиная искать сигареты, хотя скорее всего затруднится объяснить, как именно он чувствует желание закурить. Если бы некурящему человеку втайне от него создали никотиновую зависимость (например, инъекциями), ощущаемый дискомфорт не вызвал бы у него стремления купить сигарет – потребность не была бы «опредмечена». Итак, образы воображения определяют вектор нашей активности.

Далее, сама суть высших познавательных процессов состоит в формировании системы знаков, которые символизируют реальные объекты и процессы. Например, человек представляет себя идущим по канату на большой высоте, и у него учащается сердцебиение; у кого-то сжимаются кулаки при мысли о возможном оскорблении; знакомая песня вызывает воспоминания и соответствующее настроение. Воображаемые образы могут воздействовать на организм так же, как реальные ситуации :

ü Известен феномен «стигмы» – кровотечений у впечатлительных и фанатичных христиан из кистей и ступней – то есть там, где гвозди пронзили тело Христа на кресте.

ü Феномен «плацебо» заключается в том, что у человека исчезает болезнь после приема «нового, невероятно эффективного лекарства», которое оказывается физиологическим раствором или порошком мела.

ü Известно явление «ложной беременности», когда у страстно мечтающей о материнстве женщины наблюдаются все изменения работы организма, характерные для беременной – кроме наличия плода.

ü Феномен идеомоторного акта состоит в том, что если человек сосредоточенно представляет, как он совершает некие движения, действительно происходят микродвижения соответствующих мышц и закрепление двигательных навыков. Это явление используют спортсмены и музыканты, когда для упражнений нет возможности.

Итак, воображение является мощным инструментом воздействия на организм. Образы, предстающие перед нашим внутренним взором, меняют психическое и физическое состояние человека (подробнее о взаимосвязи эмоционального состояния и физиологии написано в следующих главах). О чем думаете, переживаете, мечтаете вы? Каков психологический фон среднего человека, какие эмоции и настроения у него преобладают? Каждая эмоция вызывает соответствующие изменения в работе организма. Это напряжение или расслабление мышц, свободное или затрудненное дыхание, замедление или ускорение обмена веществ, и т.д. Указанные процессы во многом определяют здоровье и самочувствие человека. Следовательно, воображением необходимо уметь управлять, в противном случае оно будет управлять нами - формировать желания, подсказывать пути их достижения, конструируя пугающие или притягивающие образы. Те, кому доводилось бороться с зависимостью, знают, как сложно противостоять постоянно всплывающим образам желанного предмета, каким сильным, почти неуправляемым становится желание совершить соответствующие действия. Наши предки считали, что это происки дьявола; и сейчас многие верят в порчу, излучение, заклятия. Но научные теории и основанные на них практические системы показывают, что в силах каждого человека управлять своими влечения и формировать желаемые состояния души и тела. Об этом, например, книги российских ученых Л.П. Гримака «Резервы человеческой психики» и Ю.М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

Контрольные вопросы: