Сознание краткое определение. Сознание и мышление

Психика человека отличается тем, что последний, кроме наследственных и приобретённых форм поведения, обладает новым средством ориентировки в окружающем его мире - знаниями, представляющими некий опыт, передающийся при помощи речи. Рассматривая, что такое сознание, можно сказать, что это совокупность знаний, это сформированная высшая форма отражения реальности в виде субъективной модели окружающего мира. Это человеческой жизни, которое выражается в переживании жизненных событий и отчёте о них самому себе.

Раскрывая вопрос о том, что такое сознание, необходимо отметить, что оно меняется, то есть не статично. Таким образом, речь идёт о процессе, который приводит к появлению моделей восприятия реальности, которые в свою очередь также не статичны, а меняются с развитием человека, переосмыслением им прошлого опыта и его обобщением. Эти модели для каждого человека уникальны, выражаются в форме ощущений и могут быть словесно воспроизведены.

Моральное сознание - осознание человеком этических определений и понятий. Оно рассматривает поступки людей со стороны их нравственных достоинств и ценностей. Мораль сама по себе предлагает выбор между злом и добром, который делает человек, руководствуясь ее принципами.

Таким образом, сознание моральное - это сумма норм, требований и запретов, которые выступают в роли регулятора поведения и

Человек устроен так, что может жить, используя четыре состояния сознания. Так, одно он использует, когда спит, второе, когда бодрствует. Третье состояние может называться самосознанием, а четвёртое - объективным сознанием, которое является недоступным, поскольку достигается только через осознание человеком себя самого.

В философии и психологии принято считать, что человек, развивая самосознание, достигает так называемой высшей эмоциональной функции, а в то время, когда приходит состояние объективного сознания, он приобретает иную функцию - высшую интеллектуальную. Однако следует понимать, что функции и состояния сознания существуют независимо друг от друга.

Итак, что такое сознание? Это сфера, определяющая Она является основой всего, что делает человек, является неотъемлемой частью его существования. Развиваясь и совершенствуясь, человек способен достичь такого состояния сознания, когда проявляется высшая интеллектуальная функция.

Сознание - одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.

При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.

В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материал иегов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».

Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и - отражением . которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.

Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости , существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.

Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.

Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью.

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с , ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.

При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.

Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета. а также описанием структуры , т.е. тех частей, из которых они слагаются.

Структура и уровни сознания

При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

Сознание — двумерное явление:

  • во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
  • во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.

Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.

В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).

Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

  • , к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
  • эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
  • волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.

Сознание никогда не существует в «чистом виде» , само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.

Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое запечатлевается в продуктах культуры.

Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию.

При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.

В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. - мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт С. как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственно переживание им системы своих отношений к реальности.

С. - сложное системное образование, имеющее разл. уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчетливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального человека по его самоотчетам и по характеру ориентации в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчетливые знания, к потере или подмене предметов мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются эксперим. психологией. В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания). ограниченный круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С. Нейрофизиол. основа этого феномена получила свое объяснение в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Наблюдаются также разл. степени ясности С. - от состояний, характеризуемых как озарение, внезапное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотношении с разл. формами неосознаваемой психич.деятельности.

С. возникает, функционирует.н. развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-ист. практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является ее сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему ее убеждений, они реализуются с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб. рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.

Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

Человеческое сознание по выражению английского физика Р. Пенроуза является "высшей тайной всего сущего" и подобраться к раскрытию этой тайны - задача высшей степени сложности. "Исследование мозговой организации мыслительных процессов в условиях прямой регистрации различных физиологических показателей жизнедеятельности мозга при одновременной реализации психических тестов позволило осуществить первый прорыв в проблеме "Мозг и психика", - это цитата из книги известного российского нейрофизиолога Н. П. Бехтеревой . Последняя декада ХХ столетия, была названа "десятилетием мозга" и предполагала осуществление второго прорыва в этой проблеме, поскольку благодаря использованию современных неинвазивных методов позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной обработки физиологической информации стало возможным, по словам Н. П. Бехтеревой, "строить новую функциональную анатомию мозга человека". Да, с этим нельзя не согласиться: велик и многообразен поток научных работ о мозге, попытки "прорыва" действительно происходят, только вопрос: куда? Какова его стратегия? Сейчас, в начале нового тысячелетия, со всей очевидностью стало ясно, что по окончанию "десятилетия мозга" существенного "прорыва" все же еще не состоялось.

Академик Н. П. Бехтерева, как и многие другие ведущие физиологи, полагает, что "на сегодня важнейшей стратегической задачей в науке о мозге человека является исследование мозгового кода мысли". Но что вкладывается в суть понятия "мозговой код мысли"? По крайней мере, многолетние исследования электрической активности мозга методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) к пониманию принципа кодирования в ЭЭГ функциональной организации сознания не привели. Нужно ли вообще мозгу в реальности это многократное кодирование и декодирование информации? В развитии представлений о сознании человека и его мыслительной деятельности среди множества направлений можно обобщенно выделить четыре наиболее выраженных - это нейрофизиологическое, психологическое, кибернетическое (мозг - вычислительная машина) и эзотерическое. Нейрофизиологический подход в общем виде исходит из того, что головной мозг как центр высшей нервной деятельности является интегративным регулятором всех психофизических процессов в организме. Гипоталамо-лимбическая система, продолговатый мозг и ряд других подкорковых отделов главным образом отвечают за вегетативные функции, а все сложные поведенческие реакции, мыслительную и психическую деятельность формирует и контролирует кора больших полушарий. В коре выделены зоны, отвечающие за тот или иной вид восприятия и деятельности (зрительная, слуховая, двигательная и т. д.).

Зрительные образы внешнего мира после предварительного преобразования в сенсорной системе глаз в виде последовательности электрических импульсов поступают по зрительному нерву в соответствующие отделы коры, здесь каким-то неизвестным образом идентифицируются, перерабатываются (перекодируются) и сохраняются (запоминаются). Аналогичным образом преобразуется информация от слухового, обонятельного, вкусового и тактильных анализаторов. Нейроны, обладая способностью к пространственно-временной самоорганизации в функциональные ансамбли, за счет многочисленных синаптических связей образуют когерентно возбуждаемые нейронные сети, определяющие интегративную реакцию, направленную на достижение необходимой цели в зависимости от совокупного образа внешнего явления, сформированного сенсорными сигналами. При этом предполагается, что в коре головного мозга происходит высшая переработка всей сенсорной информации: хранится информация о событиях прошлого, формируются образы явлений окружающего мира, идет процесс осознания этих явлений, вырабатывается стратегия поведенческих реакций в соответствии с обстановкой и формируется весь комплекс мышления и психоэмоционального состояния человека. Это кратко изложенный взгляд современной нейрофизиологии на проблему деятельности головного мозга. Нейрофизиологический подход основан на прямых электрофизиологических исследованиях, показывающих пути прохождения нервного импульса от биосенсоров до участков коры, на данных по изучению нейронной активности и иррадиации возбуждения при различных звуковых, зрительных и эмоционально-психологических тестах, то есть на опытах, включающих прямое воздействие на ту или иную сенсорную систему и изучение ответной реакции на нейронном и поведенческом уровнях. В этом направлении накоплен ценнейший экспериментальный материал.

Физиологические эксперименты и клинические наблюдения позволили установить многие важные для понимания механизмов деятельности мозга закономерности. В первую очередь, в аспекте рассматриваемой проблемы биологии сознания, это принцип "обратной связи", понятие о котором было введено в физиологию П. К. Анохиным задолго до появления этого понятия в кибернетике Н. Винера. Суть принципа "обратной связи" состоит в том, что любое адекватное действие саморегулирующейся системы может происходить лишь при условии получения ею своевременной информации о результатах предыдущего действия и динамике состояния окружающей среды. П. К. Анохиным введены также очень важные понятия "обратной афферентации", "афферентного синтеза", "опережающего отражения", которые характеризуют свойства нейронных структур, необходимые для формирования функции сознания.

Еще в начале прошлого века В. М. Бехтерев весьма четко представлял ход развития сложных нервно-психических процессов. Он пишет, что "центральная реакция, развиваясь далее, передается в другие центры нервно-психической деятельности, где путем переработки и сочетания с соответствующими мышечными ощущениями превращается в иной род реакции, выражающейся представлением, которое оставляет о себе след в форме вспоминательного образа, способного к оживлению. Далее, представление, являющееся спутником дальнейшего развития центральной реакции, благодаря существованию ассоциативных связей между различными областями головного мозга, вступает в сочетание с другими вспоминательными образами пережитых ранее подобных же центральных реакций, образуя собою более сложные продукты нервно-психики, которые также не лишены материальной основы" .

Представления В. М. Бехтерева перекликаются с высказываниями уже современного английского нейрофизиолога Стивена Роуза, который, даже как-то несколько смущаясь собственных мыслей, приходит после многолетних нейрофизиологических исследований к парадоксальному, как он говорит, выводу, что "в некотором важном смысле память и вовсе не заключена в каком-то небольшом наборе нейронов, а должна пониматься как свойство всего мозга и даже целого организма, … уровень, на котором возможно понимание памяти, - это уровень системы в целом" . Кроме того, С. Роуз замечает, что "процедурные навыки, например, умение ездить на велосипеде, кодируется не только в мозгу, но и в целых комплексах изменений, затрагивающих мышцы и сухожилия".

Тем не менее, в рамках существующей нейрофизиологической модели весьма сложно объяснить феномен сознания как таковой со всей широчайшей гаммой ассоциативных реакций, происходящих у каждого из нас при восприятии окружающего мира, те эмоционально-психические проявления, внутренние переживания, сопровождающие мыслительный процесс и творческую деятельность человека. Поиски "места" хранения информации (памяти) в головном мозге, как известно, к успеху не привели. Более того, как показали результаты многочисленных исследований, включая исследования последних лет, области локализации проекций тех или иных однотипных сенсорных стимулов в коре мозга варьируют в широких пределах и имеют отражение в различных ее зонах . Но главное даже не в том как в нейронных сетях организована память. Ведь никто из современных нейрофизиологов не может хотя бы приблизительно дать объяснение тому как и где из электрических потенциалов нейронной активности воссоздаются (извлекаются из памяти) или синтезируются образы и понятия в результате мыслительной работы и на каком принципе вообще осуществляется сама эта мыслительная работа.

Психологическое направление в познании мыслительных процессов отличает многообразие суждений и субъективных идей, порой лишь манипулирующих иррациональными терминологическими сущностями, оторванными от реальной природы явлений. Это и понятно, поскольку объект исследования - "психо…" (от греческого psyche - душа) - есть субстанция неопределенная, по крайней мере, в естественнонаучном понимании. Важно другое: то, что эта наука о логике психических проявлений (проявлений души) в поведенческих и эмоциональных реакциях организма при различных его состояниях и в различных ситуациях, непосредственно изучая такие свойства сознания как ощущение, память, восприятие и их личностные особенности, дает множество описательного материала о явлениях, называемых психическими. Наблюдение результатов осознания ситуации и мышления при проведении психологических и психофизиологических тестов позволяет наглядно оценить спектр возможностей этих процессов и выявить их физиологические и биофизические корреляты. Именно в этом просматривается наибольший вклад психологии в продвижении к пониманию механизмов работы сознания человека.

Кибернетическое направление (мозг - вычислительная машина) - это путь моделирования мыслительной деятельности на принципах работы ЭВМ. Действительно, если проследить историю развития моделирования мозга и искусственного интеллекта, то некоторая аналогия между мозгом и ЭВМ по нашим понятиям существует. Разработки нейрокомпьютеров, современных роботов свидетельствуют о возможности машинного моделирования логического "мышления" с элементами самообучения. Видимо, именно логика кодирования информации в ЭВМ направила нейрофизиологов по пути поиска аналогичного принципа кодирования и декодирования в нейронных сетях мозга. Однако нужен ли такой принцип живой возбудимой среде нервных клеток? По выражению М. Арбиба , "для того, чтобы достичь настоящего интеллекта искусственному интеллекту требуется мозг". Иначе говоря, только на базе знаний о механизмах естественного мышления человека можно приблизить к нему по способностям искусственно созданные "мыслящие" машины. Но только возникает вопрос: нужно ли это? Не лучше ли разумно и в полной мере использовать и развивать мощнейший инструмент собственного человеческого мышления?

Эзотерическая концепция - это использование древних "сокрытых" знаний и представлений. В противоположность физиологической науке, эзотерическая модель мыслительной деятельности человека, его психоэмоциональной сферы строится на базе "тонкой" материи, а сам субстрат мышления выносится в "полевой фантом" человека, в его "эфирные" тела.

В современной интерпретации широко используется понятие всеобщего энергоинформационного поля, в "недрах" которого якобы формируются или регулируются мысли каждого человека; мозгу в этом случае отводится роль ретранслятора, принимающего сообщения, воспринимаемые людьми как результат их собственного мышления. Например, профессор Э. М. Каструбин пишет, что "информационное поле взаимодействует с программой, которая формируется мыслями каждого человека с помощью своеобразного индивидуального компьютера каждого человека - полевого фантома мозга" . С позиций такой концепции делаются попытки объяснить многие паранормальные явления человеческой психики и некоторые физические явления, которые не в состоянии объяснить современное естествознание.

Действительно, наука только стоит на пороге познания многих явлений как чисто физических, так и связанных с сознанием человека в единстве с физическими процессами космического масштаба. Но относительно таких понятий как астральные и эфирные тела, энергоинформационное поле и т. п. пока существуют лишь абстрактные представления, некоторое теоретизирование, констатация таинственных (не укладывающиеся в современные научные знания) эффектов, не поддающихся какой-либо метрологической оценке, и не более. Следует, конечно, отметить, что физические поля (электромагнитное, гравитационное и др.), которыми оперирует современная фундаментальная наука, кстати, несущие и энергию и информацию, хотя и позволяют производить некие измерения своих проявлений и воспроизводятся в доступных человеку пределах техническими средствами, остаются до сих пор также загадочными в сути своей природы.

Относительно эзотерической концепции о вынесении сознания человека в некий внешний полевой или эфирный субстрат, даже в рамках эзотерических представлений, возникает совершенно банальный вопрос: зачем было Господу Богу угодно создавать по своему образу и подобию столь сложно организованную систему, как человек с его мозгом и органами чувств, и потом переносить "сознание" - основную "божественную" функцию этой же системы, то есть человека, - в некий эфирный полевой субстрат с меньшей степенью организации? Можно возразить, заявив, что так называемый "тонко материальный мир" - более высоко организованная система нежели биологическая. Однако такое заявление пока не имеет аргументированных доказательств. Еще Платон в своем трактате "Тимей" писал о том, что боги создали "сферовидное тело, то самое, которое мы ныне именуем головой и которое являет собою божественнейшую нашу часть, владычествующую над остальными частями" . Наверное, все же каждый живой организм, в том числе и человеческий, - вполне самодостаточная система, обеспечивающая себе всесторонний обмен с окружающей Природой, пользуясь собственными средствами "соображения", по крайней мере, для выработки своим мышлением тактики поведения в своей среде обитания соответственно сохраняющимся в памяти знаниям об этой среде.

Итак, в багаж науки для познания принципов мыслительной деятельности к началу ХХI века нейрофизиология внесла обширные знания о том, как от органов чувств афферентные сигналы в виде электрических импульсов поступают в специфические зоны коры головного мозга, а эфферентные - к мышечным группам и железам внутренней секреции, установила многие закономерности взаимодействия структур мозга и характерные особенности нейронной активности как в условиях нормы, так и при различных патологических нарушениях в центральной нервной системе; психология дала широчайший спектр описаний результата работы мышления, его личностные особенности в различных ситуациях; разработки искусственного интеллекта позволили создавать, пока на примитивном уровне, технические модели "разума", а эзотерические парадигмы - строить гипотетические модели сознания за пределами познанного. Настоящее время, когда с полной очевидностью стала ясна тщетность попыток прийти к пониманию сути процесса мышления в рамках существующих нейрофизиологических и психологических представлений, характеризуется появлением различных гипотетических теорий о механизмах сознания: голографическая модель, молекулярно-клеточный биокомпьютер, полевой биокомпьютер и тому подобное, но реального объяснения "высшей тайны всего сущего" пока нет.

Излагаемая в данной книге теоретическая биология сознания (ТБС) сформировалась на основе логического осмысления накопленного наукой в данной области экспериментального материала, различных подходов, гипотез и теорий. Не претендуя на всеобъемлемость решения проблемы, ТБС обосновывает биологические механизмы сознания, рассматривает возможные пути исследований, ставя при этом задачу четко разделять абстрактные образы (модели) и реальные явления Природы. Основные положения излагаемой в данной книге теории впервые были доложены на Международном конгрессе "Наука, информация, сознание"99" в 1999 году в Санкт-Петербурге .

Что такое сознание – с древних времен мыслители и врачеватели пытались понять его как феномен, имеет ли оно отношение к душе или это и есть сама душа? Умирает ли сознание вместе с человеком? На многие вопросы и сегодня нет ответов, но о сознании можно сказать, что без него нет человека мыслящего.

Сознание – определение

Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с . Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

Что такое сознание в психологии?

Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский. Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.

Что такое сознание в философии?

Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:

  1. Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
  2. Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
  3. Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
  4. Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
  5. Буддизм – все есть сознание.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – , регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека . Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание . Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека . Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание . Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Управление сознанием

Для того, чтобы управлять собой надо знать что такое сознание, какие психические процессы происходят в мозге, без этого сложно настроить себя на достижение целей, сформировать мотивацию. Какую роль играет сознание в жизни человека можно увидеть в каждой конкретной практической деятельности. Прежде чем что-то предварить в жизнь, человек простраивает это в своей голове, затем путем определенных операций, манипуляций создает это. Без направления и управления сознанием любая деятельность была бы неосуществима – в этом специфическая роль сознания.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека. Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает. С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.

Что такое общественное сознание?

Для каждой эпохи за всю историю человечества существовали свои коллективные представления, убеждения, идеи – то, что в совокупности и представляет собой общественное сознание, которое противопоставляется индивидуальному и несет в себе аспект духовности. Общественное сознание в философии, как феномен с древних времен вызывал огромный научный интерес и мыслители определяли его также и как коллективное сознание.


Уровни общественного сознания

Возникновение и развитие сознания индивидуального напрямую связано с теми процессами, что происходят в обществе на данное время. Сознание каждого человека «объединяясь» друг с другом формируют общественное сознание. То, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающей действительностью определяет уровни развития сознания общества и глубинность. Философы и социологи выделяют следующие уровни общественного сознания, их четыре:

  1. Обыденное – характерно для всех людей планеты Земля и формируется через ежедневные практические действия. Что такое обыденное сознание? Само по себе оно стихийно, не систематизировано, основой его является повседневный житейский опыт.
  2. Теоретическое – действительность отражается на глубинном сущностном уровне, логически обоснованы все явления и концепции общественной жизни, на этом уровне есть понимание закономерностей развития. Носители общественного сознания: ученые, теоретики разных научных направлений. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют и развиваются одно из другого.
  3. Общественная психология – все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Формируется в тесной связи с историческим развитием, может отличаться в разных группах или прослойках общества. Общественная психология отражает настроения людей на явления общественной жизни, национальный характер и менталитет.
  4. Идеология – уровень отражающий систему взглядов и установок общества, его духовность, потребности и интересы. Формируется политиками, идеологами, социологами целенаправленно.