Технологии составления индивид й программы развития ученика. Программа индивидуального развития ученика материал на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №10» г. Ростова-на-Дону
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на методическом объединении заместитель директора по УВР директор школы
учителей русского языка и литературы ____________ ______
протокол № Приказ №
« « 201 г. « « 201 г.
«Прояви себя»
ученицы 7 Е класса
Ковалёвой Валерии
на 2014-2017 годы
Составила Данцова Л.А., учитель русского языка и
литературы, педагог д/о.
г. Ростов-на-Дону
2016 г.
Пояснительная записка.
Чтобы человек развивался, его надо узнать во всех отношениях и задать траекторию развития – это аксиома развивающей педагогики. Предметом изучения личности должны стать особенности учащегося. Задачи: осуществить индивидуально-личностную диагностику, выявить природные задатки, способности, возможности каждого и на основе строить образовательный процесс, максимально стимулируя самовыражение личности.
Провести психолога - педагогические исследования относительно личностных качеств. С учетом полученных данных проанализировать пути конструирования воспитательного процесса в творческом и исследовательском направлении. Учитель последовательно изучает многообразие особенностей личности ученика и обоснованно осуществляет индивидуальный подход к его развитию.
Изучение личности ученика учителем, педагогом д/о строится индивидуально. Своеобразие личности, ее способности, интересы и склонности, опыт общения, самопознания понятны в контексте реальной жизнедеятельности: учебной и дополнительном образовании.
Я считаю, что каждый ребёнок имеет творческие задатки, а задача взрослых: учителей, педагогов д/о, родителей- помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, знание своих возможностей, смелость и настойчивость в следовании в нужном направлении. Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью развития его творческих и исследовательских способностей. Это приведет к успешности в жизни.
Изменить полностью личность ребенка в процессе обучения, конечно, нельзя, но можно создать условия и дать толчок к развитию, к творческому росту и наметить пути духовного развития.
Программа индивидуального развития ребёнка разработана в связи с высокой самооценкой, уверенностью в себе и своих знаниях ученицы 7Е класса Ковалёвой Валерии. У Валерии проявляются творческие и исследовательские способности и есть желание их развивать. Она любит выступать на публике. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления индивидуальной программы для ученицы на 2014-2017 учебный год, т.е. на период обучения в 6-7 классах. Программа направлена на развитие способностей и успешную их реализацию.
Цель программы:
создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, опираясь на сильные стороны личности;
обеспечить условия для самореализации ребенка, уверенного в себе.
Задачи программы:
создание условий для развития творческих способностей;
создание условий для развития и совершенствования интеллектуальных умений;
создание условий для развития исследовательских способностей и умений;
создание для ребёнка ситуации успеха;
создание условий к пересмотру ориентиров в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.
Методы работы реализации программы :
тестирование
анкетирование
наблюдение
диагностирование
внеурочная деятельность
индивидуальная работа
психологические тренинги
Программа индивидуального развития
1. Я – творческий и уверенный в себе человек.
Этапы и сроки реализации программы
1.Подготовка к работе над программой развития – октябрь, 2014г.
2. Диагностирование – ноябрь, 2014г.
3. Разработка программы – октябрь- декабрь, 2014г.
4. Реализации программы – январь- май, 2015-2017 г.
5. Обобщение результатов – апрель, 2017 г.
Наблюдение
Работу начала с наблюдения, т.к. наблюдение является одним из главных методов изучения личности ребёнка.
Схема наблюдения «Особенности поведения ребенка на уроке и во внеурочной деятельности (кружок)».
Цель: зафиксировать особенности, интересы и поведенческие проявления Ковалёвой Валерии в ходе общения на уроке и внеурочной деятельности.
Время проведения: октябрь- декабрь 2014 – 2015 учебного года.
В результате наблюдений мной были замечены интерес к учёбе, исполнительность, аккуратность, творческие способности и желание их реализовывать. А также адекватная самооценка: об этом свидетельствует рефлексия, самоанализ ответов на уроке, объяснение мотивов поступков. Эта особенность проявилась в тесте «Десять моих Я».
По результатам наблюдений была составлена «Характеристика учащегося».
Характеристика
Состояние здоровья Ковалёвоё Валерии удовлетворительное. По результатам медицинского обследования у нее основная группа здоровья.
Наблюдаются признаки уверенности, рассудительности, адекватная самооценка, интерес к познанию нового.
Мать – Галина Евгеньевна, высшее образование, работает.
Отец - средне - специальное, водитель.
В семье два сына.
Валерия очень любит свою семью и дорожит ею.
Помогает маме во всем. Валерия успевает по всем учебным предметам на «4» и «5». Отношение к учению хорошее. Любимые предметы: ИЗО и литература.
Нелюбимых предметов нет.
Валерия умеет распределять свою работу во времени. На уроках сосредоточена, аккуратна. Проявляет самостоятельность в работе, помогает одноклассникам. Любит читать и пересказывать, а также анализировать. Стремится к успеху в какой-либо деятельности.
Маша проявляет инициативу, к учебе проявляет интерес.. В общественных делах класса участвует.
Интерес к разным видам деятельности устойчивый, занимается в кружке «Литературное краеведение» второй год.
Дружеские связи – соседка по парте, одноклассники.
Адекватная самооценка, уверена в себе.
У Валерии устойчивое внимание, собранность, организованность. Неравнодушна к несправедливости..
Диагностика самооценки.
Десять моих «Я»
Данная диагностика, проводилась мной с целью определения уровня самооценки ребёнка. Валерия давала определения каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах:
Я - целеустремлённая.
Я - подвижная.
Я - добрая.
Я - скромная.
Я - честная.
Я - творческая.
Я - аккуратная.
Я - трудолюбивая.
Я - умная.
Таким образом, можно сделать вывод, что Валерия давала себе характеристику искренне и адекватно. Желание добиваться успеха в учёбе она объясняет интересом к учёбе.
Методика «Настроение»
Данная методика позволила увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Был предложен список учебных предметов, которые она изучает. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ребёнку предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета. Результаты таковы:
Алгебра –
Геометрия –
Русский язык –
Литература –
Английский язык –
История –
Биология –
Технология -
Физическая культура –
Информатика –
География –
Физика –
Изучение учебной мотивации по Н.Г. Лускановой
Вывод: Проведённое исследование позволило выявить высокий уровень школьной мотивации. Валерия учебный материал усваивает хорошо, проявляет интерес к самостоятельным занятиям.
Методика исследования уровня межличностных отношений ребёнка с родителями (автор Г. Т. Хоментаускас)
Цель: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.
Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.
Ход исследования.
Валерия в своём рисунке первым изобразила свою маму. Это говорит о том, что она для Валерии наиболее эмоционально значимый член семьи. Изображение всей семьи можно рассматривать как один из показателей благоприятной семейной ситуации. Себя Валерия изобразила равной со взрослыми, что свидетельствует о чувстве уверенности и значимости.
Изучение уровня воспитанности Ковалёвой Валерии
и ее самооценки
Уровень воспитанности – 92 %.
Средний балл – 2,8 (высокий уровень самооценки)
Индивидуальная программа развития учащегося
Цель: с оставление траектории индивидуального развития ребёнка
Учитывая, все данные полученные в результате наблюдений и диагностик, выявлены основные характеристики личностного развития Валерии:
желание проявлять себя;
адекватная самооценка;
стремление к самореализации.
Программа рассчитана на два года, но остается открытой, т.к. работа продолжается.
«Я - творческий и уверенный в себе человек»
Цель: развитие в ребёнке творческих и исследовательских способностей.
Задачи:
Создание условий.
Развитие интеллекта.
Отработка ораторских навыков.
Творческая деятельность.
Исследовательская деятельность.
Кружок «Литературное краеведение»
Ожидаемый результат:
Участие в конкурсах.
Призовые места.
Результат реализации программы
индивидуального развития ученика .
1) Увлекается чтением, рисованием.
2) Владеет навыками самостоятельной организации деятельности.
4) Родители заинтересованы в развитии познавательных способностей своего ребенка.
2015 г. -- Грамота Ковалевой Валерии, учащейся МБУ ДО ЦДЮТур (МБОУ «Школа №10»), занявшей 2 место в городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» в номинации «Топонимика», 2015 г.
2016 г.- Свидетельство о публикации исследовательской работы Ковалёвой В. «Что в имени тебе моём» в электронном СМИ проекте «Алые паруса»,
2016 г. http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna
2016 г. - Грамота за 3 место Ковалёвой В. в Городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в номинации «Литературное краеведение», младшая группа, 2016 г.
2016 г. – 1 место в Городском конкурсе «Мой друг-книга», 2016 г.
2017 г.- Грамота за 2 место Ковалёвой В. в 4 (заочном) Городском конкурсе детского литературного творчества, в номинации «Моя сказка» средняя группа, 2017 г.
УДК 37.042.2 Янгирова В.М.,д.п.н.,проф. БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа Султанова Е.А.,студент ИП БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа Диагностика индивидуального развития младшего школьника В материалах ФГОС определяются требования к результатам основных образовательных процессов начального общего образования, где основным показателем качества и результативности образовательных результатов является индивидуальное прогрессивное развитие каждого ученика начальной школы. Поэтому возникает потребность в диагностике индивидуального прогресса в развитии каждого ребенка. Анализ концепции исследователей в отечественной педагогике и психологии показал, что при исследованиях на разных возрастных этапах развития ученика целесообразно исходить из: 1. возрастных новообразований; 2. ведущего вида деятельности; 3. социальной ситуации; 4. развития каждого ученика. В данной Выпускной Квалификационной Работе исследуется младший школьник, у которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность; у младшего школьника происходит активное развитие: мотивации, учебных задач, учебных действий, контроля и самоконтроля, анализа и самооценки, рефлексия. Так как в учебной деятельности у младшего школьника происходит активное развитие возрастных новообразований: внутренний план действий, произвольность мыслительных процессов и поведения, актуализируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация по заданному признаку и по самостоятельно найденному признаку, сравнение, ассоциативность процесса и др. В современной педагогической практике в контексте ФГОС начального общего образования учитель начальной школы выполняет социальный заказ государства в системе образования, он должен осуществить мониторинг индивидуального прогрессивного развития ребенка. Для ведения мониторинга необходимо проводить диагностику индивидуального развития. В процессе диагностики индивидуального развития каждого ученика 4 класса исходили из концепции предложенной Л.С. Выготским. В его концепции индивидуальный процесс рассматривается на III уровнях: I уровень- формальный (репродуктивный) ориентация на внешние ориентиры (запомнить - воспроизвести). Действие на воспроизведение по образцу. II уровень- рефлексивный - понимание существенных отношений. Действие на понимание, «Целевые ориентиры - понимание». III уровень- функциональный - действие в смысловом поле. (Ребенок выходит за рамки способов и преобразует ситуацию). Описанные уровни положены в основу построения тестов SAM. Уровням освоения способа действия были поставлены в соответствие индикаторы, т.е. типы задач. При создании предметного теста для каждого относительно целостного раздела учебного предмета разрабатываются блоки задач. Каждый блок включает три задачи – 1-го, 2-го и 3-го уровня, образующие естественную иерархию по трудности. Блок задач служит детектором, выявляющим уровень присвоения соответствующего предметного материала (определяется по самой трудной задаче блока, которую решил тестируемый). Совокупность блоков, покрывающая основные разделы учебного предмета, позволяет выявить внутреннюю картину его присвоения учащимися. В качестве примера ниже приведены блоки задач по русскому языку: 1 уровень (формальный): Отметь предложение, в котором поставлены НЕ ВСЕ нужные запятые. 1. Осенний листопад. Листья летят, скачут, плывут. 2. Мальчишки просидели в засаде до вечера, но ушли почти ни с чем. 3. Мама сидела за компьютером и писала какой-то доклад. 4. На массивном столе с зелѐным сукном лежал ноутбук папки с бумагами, калькулятор. 2 уровень (рефлексивный): Поставь знаки препинания в соответствии с описанными ситуациями. Один ученик расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег предметы и людей. Прибоем выбросило на берег корабль__испанцев__лодку__ рыбака__катер. 3 уровень (функциональный): Переформулируй предложение так, чтобы смысл его сохранился, но оно стало простым с однородными членами. Вода непрестанно трудится, и время от времени края горных уступов обрушиваются. В тестах SAM использовались задания открытой формы с кратким ответом, закрытой с выбором одного ответа из 4-5 предложенных, задания на установление соответствия, требующие построений и другие. Задачи в тесте предъ- являлись блоками. Последовательность предъявления блоков значения не имела. Для оценивания заданий использовался дихотомический подход: за правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ (или отсутствие ответа) – 0 баллов. Таким образом, максимальное количество первичных баллов, которые может набрать участник за выполнение теста, равно 9. Максимальное количество первичных баллов по каждому субтесту (т.е. по каждому уровню) равно 3. Каждый предметный тест выполнен в нескольких вариантах с близкими статистическими характеристиками. При этом во все варианты включаются общие задания, позволяющие провести процедуры выравнивания и получить оценки участников на единой шкале. Число общих заданий в различных вариантах составляет не менее 6 (не менее двух общих блоков). Тесты могут предлагаться в бланковой и компьютерной формах. Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. ЛИТЕРАТУРА 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с. 2. Занков Л.В. Беседы с учителями: Вопросы обучения в начальных классах. - М.: Просвещение, 1975. - 190с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2013 [электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/документы/922 Янгирова В. М., 2016 Султанова Е. А., 2016
Программа индивидуального развития ученика
Аннотация программы
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
Актуальность проблемы
Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Индивидуальность каждого – психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
Задачи программы:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
4. содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
5. сохранение и укрепление здоровья учеников;
6. создание условий для активного сотрудничества родителей, детей и педагогов.
Рабочая гипотеза:
С учетом имеющихся проблем и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.
Принципы программы:
1. индивидуальность
2. учет возрастных особенностей детей
3. последовательность
4. преемственность
5. сотрудничество
6. успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся;
2. Эмоционально-личностная сфера;
3. Межличностные отношения;
4. Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы:
20учебные годы.
https://pandia.ru/text/78/008/images/image003_24.gif" width="576" height="288 src=">
Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
Постановка цели на предстоящий учебный год;
- выявление проблем и имеющихся ресурсов;
1 Не всегда вовремя сможет получить необходимую информацию из той или иной области наук.
2. Посещает 2 кружка, есть вероятность переутомления.
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель: составление и реализация индивидуального плана развития «Хочу быть успешным».
Задачи:
1. формирование познавательных интересов;
2. развитие творческих и умственных способностей личности;
3. воспитание патриотизма;
4. воспитание здорового ребенка;
5. воспитание трудолюбия;
6. воспитание любви к природе;
7. адаптация ученика к современным условиям жизни.
Индивидуальный план развития "Хочу быть успешным ".
1. Какие цели ты ставишь в этом учебном году? Закончить учебный год на хорошо. 2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? 1 четверть: Очень хотелось дружить со всеми одноклассниками, принимать участие в различных мероприятиях. 2 четверть: Больше заниматься русским и английским языками . Думаю, что потребуется помощь со стороны родителей, и я сам должен приложить больше усилий. 3 четверть: Принять участие в школьных конкурсах, « Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка» и др. 4 четверть: Основательно подготовиться к написанию итоговых контрольных работ . Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.Учебный год я закончил на «хорошо». Активно участвовал в конкурсах и мероприятиях. В конкурсе «Моя родословная» занял 1 место в республике, участник конкурса «Я - исследователь» в районе. Принял участие в школьных конкурсах, « Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка». Значит, я могу, и у меня получается |
3 этап - контрольно-диагностический.
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребёнка.
1. проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам.
2. анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.
Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.
График компетентности ученика Ермолаева Владимира.
https://pandia.ru/text/78/008/images/image005_22.gif" width="549" height="547 src=">
Индивидуальные занятия по развитию потенциальных возможностей ребенка.
|
4 этап - коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальных программ развития.
Задачи: 1. создание мотивационного поля;
3. сотрудничество родителей, учеников, педагогов;
4. ведение документации (индивидуальный план, карта успешности).
5. предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей будет проводиться в апреле месяце учебного года.
"Карта успешности" ученика Ермолаев Владимира.
|
Заключение
Повышение психологической компетентности ребенка, обеспечивающей его толерантность, - забота взрослого: родителя, воспитателя, учителя.
Поэтому я стараюсь создать у детей позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности. Необходимо создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них задатков, которые начинают пробуждаться, которые имеют большое значение для дальнейшего успешного продвижения детей в своей познавательной деятельности . Каждый ребенок уникален и неповторим. Задача учителя – помочь ему раскрыть таланты. Нам, учителям, необходимо уметь видеть творческие ростки в детях и развивать их. Для многих младший школьный возраст окажется решающим в формировании личности. Человеку с творческим складом ума легко найти «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Каждый ребенок должен уходить домой с победой.
Успех – самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе.
Ребенок рождается для успеха!
Использованная литература:
1.Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день./ Н. Козлов.- М. ,2002.
2.Справочник классного руководителя(5-9 кл.)/под ред. . – М. ,2005.
3.Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителей и родителей – М. : 2002.
4.Психологический справочник учителя./ , – М.: Просвещение 1991
5. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1999. – 624с.
6. Александров как моральная ценность.// Аксиология
частное и общее. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242с.
7. Артюхова и воспитание // Педагогика. – 1999. –
№ 4. – С. 117 – 120.
8. Библер: диалог культур (опыт определения) // Во
просы философии. – 1989. - № 6. – С. 32-36.
9. Болотов В., Малышевский А. Разбивая лед слов: О культуроло-
гических основаниях базисного учебного плана общеобразова-
тельных учреждений Российской Федерации // Учительская га-
зета. – 1994. - № 6. – С. 12-13
10. Воспитание как возрождение гражданина,
человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: Изд-
во РГПУ, 1993. – 113 с.
11.Интернет ресурсы: http://*****/yandsearch ,http://mistress. *****/index, и т. д.