Недаром молвятся про хлеб пословицы. Хлеб всему голова? Хлеб всему голова значение

» ответом на вопрос читателей: «Почему хлеб — всему голова? » Почему не гречка? Почему не сало? Почему именно хлеб? Но прямой ответ на этот вопрос, как ни странно, отсутствует.

Почему хлеб — всему голова, это не праздный вопрос. От ответа зависит режим питания человека. И, в достаточно большой степени, здоровье. Так, знаете ли вы: дети, которым с детства говорили это крылатое выражение, в него верят. И когда наступает пора жить более менее самостоятельно, дети едят в основном хлеб. Вероятно, у каждого из читателей был такой «хлебный» период в жизни. У кого-то год, у кого-то пять лет. Кто-то за неделю понял, что к чему. Но на преодоление «главности» хлеба практически у каждого уходят время и силы.

И, тем не менее, пословица существует и не собирается вымирать.

Первое, что приходит в голову при придумывании ответа, это «Хлеб — полезен для здоровья». Многие считают его кладезем полезных веществ и минералов. Давайте посмотрим:

Химический состав хлеба и его «главенство»

  • Углеводы (крахмал): 30-50 % в зависимости от типа муки.
  • Белки: 6-8 %
  • Жиры: 1-1,4 %
  • Клетчатка: практически нет (а она важна для оптимальной перистальтики кишечника — без неё кишечник плохо проталкивает пищу, и она, по сути, загнивает).
  • Всякие витамины: случайные, разрушаются при нагревании.
  • Минералы: стандартный растительный набор.

Для полноценного питания человек должен получать достаточное количество жиров, белков (источник незаменимых аминокислот), углеводов, клетчатки, витаминов, минералов. Как видите, в хлебе в основном углеводы. Так что хлеб для тела НЕ полезен. Разве что как источник углеводов (от которых толстеют).

Химический состав хлеба далёк от «главности».

Как минимум, в нём очень мало незаменимых для тела аминокислот. Как максимум — там слишком много крахмала, от которого тела катастрофически толстеют. Не зря справедливо правило: хочешь похудеть — перестань есть хлеб .

Кстати, с точки зрения химического состава лучше всего на роль «всему голова» подходит фасоль: углеводов 45 %, белков 21 %, жиров 2 %, клетчатки 12 %. Даже жиры ненасыщенные есть. Подробнее: http://health-diet.ru/base_of_food/sostav/413.php

Опять же, не в пищевой ценности «главенство» хлеба.

Хлеб делается из муки злаковых. Возможно злаковые — пшеница, рожь и т.д. — намного легче выращивать, и поэтому хлеб — «всему голова»?

«Главность» хлеба на основе лёгкости выращивания сырья.

Что легче вырастить — пшеницу или тот же горох? Это вопрос больше касается умений фермера. То есть, здесь нет преимуществ у растений. Здесь есть преимущества в знании агронома.

Для справки: у злаковых множество болезней. Известная спорынья (источник ЛСД) — это одна из болезней пшеницы.

Есть озимые хлеба и яровые. Считается, что получается два урожая хлеба в год. Но это неверно, так как на одном и том же поле за год вырастают или только озимые, или только яровые злаки. Так что здесь разница лишь в сорте.

Кстати, озимые сорта пшеницы более полезны для здоровья. Это твёрдые сорта, от которых люди толстеют гораздо меньше. Но хлеб из них почему-то не делается.

Так что о «главности» хлеба с точки зрения сельского хозяйства говорить не приходится.

Хлеб — всему голова по лёгкости выращивания сравим с другими растениями.

Вы можете вспомнить историю — пословица о главности хлеба зародилась давно. Возможно, тогда хлеб было выращивать легче? Возможно.

Но учитывайте — современная пшеница — продукт длительной селекции по ряду параметров (засухоустойчивость, неопадаемость семян, продуктивность и так далее). Наши предки садили намного более плохую пшеницу, нестойкую к засухам, теряющую зёрна и наполовину пустую. Так что в древности с сырьём для хлеба была намного большая напряжёнка.

Следующий критерий «главности» хлеба — длительность хранения.

Здесь хлеб также наравне с другими продуктами. Вредители-насекомые есть как у зерна, так и у фасоли. Крысы едят как зерно, так и картошку.

Мало кто знает, но на элеваторах велика вероятность пожара зерна. Так, при нарушении условий хранения зерно начинает прорастать. Совсем капельку, но начинаются ростовые процессы. Однако даже эта капелька настолько повышает температуру массы зерна, что начинается самый настоящий пожар. Поэтому на элеваторах строго следят за составом воздуха и делают всё, что могут, чтобы ограничить количество кислорода в зернохранилище. Что, как понимаете, недёшево.

В общем, «главности» в хранении зерна нет, она сравнима с другими растениями.

Далее, посмотрим на кулинарное «главенство» хлеба.

Так, возможно, хлеб — всему голова, поскольку его легко готовить? Совершенно нет! Это одно из самых сложных блюд. Особенно — вкусный хлеб, строго получающийся из раза в раз.

Также учитывайте, что раньше не было духовок и хлебопечек. Была печь обыкновенная. На которой делать выпечку — целое дело.

  • Это и блюда из цельного зерна(например, кутя),
  • это и каши из круп на основе зерна,
  • это и варёные блюда на основе манки,
  • варёные блюда на основе муки (типа киселя, не только сладкого, но и солёного, и пряного, и с добавками).
  • Это целая батарея блюд из недрожжевого хлеба (который делается проще, чем хлеб дрожжевой).

Между прочим, дрожжи — это один из минусов хлеба; считается, что намного полезнее для здоровья бездрожжевой хлеб.

Но продолжим перечислять более простые, чем хлеб, блюда из муки:

  • пирожки,
  • блины,
  • оладьи,
  • пельмени
  • и всякие рогалики.
  • Напитки на основе зерна (пиво, квас).
  • Что ещё? Ах, да, макаронные изделия!

Что может быть проще, чем сварить макароны или спагетти?

Итак, «главенство» хлеба — не в удобстве приготовления.

Кстати, интересная закономерность: макароны из мягких сортов пшеницы (как более дешёвые, но менее полезные) и картофель (тоже недорогой)

  • а) сравнимы с хлебом по количеству крахмала
  • б) поедаются чуть реже хлеба.

Интересное совпадение, не так ли? Общий знаменатель у этих примеров — «быстрые» углеводы.

Единственный критерий «главности» хлеба, который остался — это вкус. То есть,

Хлеб — всему голова лишь по причине вкусовой традиции.

Пищвая ценность, сельскохозяйственная ценность, кулинарная ценность и так далее- здесь хлеб далеко не первый.

Похоже, именно благодаря вкусу больше половины людей на просторах СНГ едят вместе с хлебом макароны и пельмени — тот же хлеб, но варёный.

Конечно, на вкус и цвет товарища нет, но как по мне, есть и более вкусные, и более простые блюда, чем хлеб. Но хочется иногда бутербродика…

Быть может, дело просто в привычке?

Мы с детства привыкли есть хлеб — и потому едим чаще других продуктов. А в , например, привыкли есть лепёшки на основе гороховой муки. Обычного хлеба там днём с огнём не найдёшь. У индусов — другие продукты всему голова. В Италии — это макароны. В Мексике — лепёшки на основе кукурузной муки. У разных народов — свой «главный» продукт.

Что же получается, хлеб — всему голова, потому что мы привыкли к хлебу?

Получается да… Даже если хлеб — далеко не полезен для здоровья.

Интересно, а много ли ещё у нас таких «главных» вещей, которые главны не объективно, а лишь по привычке?..

Надежда Порошенко
Занятие по социальному миру «Хлеб - всему голова»

Тема : Хлеб – всему голова .

Задачи : расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека ; показать, каким трудом выращивается хлеб и появляется на столе; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям , которые вырастили хлеб .

Дети : Хлеб .

Воспитатель : Да, верно. Мы с вами поговорим о нём. Хлеб , хлебушко с румяной корочкой , мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.

Воспитатель : Посмотрите, как много хлебобулочных изделий ! Назовите их.

Дети : Хлеб , батон, булка, бублики, пирожки, печенье, сухари, ватрушки и т. д.

Воспитатель : Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью . Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова : «Хлеб – всему голова , «Худой обед, коли хлеба нет » , «Будет хлеб . будет и обед» , «Хлеб на столе , так и стол – престол, а как хлеба ни куска , то и стол – доска».

С давних пор уважение к хлебу выражалось в таких словах, как : «Хлебушко » , «Хлебец » . Отрезая ломоть, прижимали хлеб к груди . Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали, а собирали в кучку, делали мякиш и клали в рот.

Сегодня в магазине можно купить хлеба , сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб . Ведь выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.

Воспитатель : А как вы понимаете выражение «Хлеб – всему голова » .

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам просмотреть презентацию «Хлеб – всему голова » , которая поможет вам ответить на этот вопрос.

Ответы детей : даже если нет никакой пищи кроме хлеба , то голодным не останешься ; хлеб исконная еда россиян.

Воспитатель : Теперь мы знаем, ребята, не только о том, как хлеб появился у нас на столе, но и люди каких профессий выращивают хлеб , какие машины помогают нам в этом. Давайте вспомним еще раз. Какие профессии вы узнали?

Дети : Агроном, хлебороб , тракторист, пекарь, шофер.

Воспитатель : Хорошо. Молодцы. А какие сельскохозяйственные машины вам теперь знакомы?

Дети : Трактор, комбайн, сеялка, грузовик.

Воспитатель : Замечательно. Со всеми вопросами вы справились. Давайте теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Воспитатель : А сейчас давайте присядем и отдохнём. Послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» .

Включается грустная музыка.

Воспитатель : «Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

«Ты кто такой?» — спросили дети, забыв на время про футбол.

«Я – пекарь!» — человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью , когда он лежит в придорожной пыли».

Дети отвечают.

Воспитатель : Да, хлеб надо беречь , он – наше богатство, бережно к нему относиться, не выкидывать хлеб , брать столько, сколько сможешь съесть, не крошить хлеб за столом . Хлеб выращивать очень трудно. И долгий путь проходит маленькое зернышко, чтобы попасть к нам на стол пышным караваем. Хлеб вкусный и полезный , в нем наше здоровье и сила.

1. Дети читают наизусть стихи.

Хлеб наш берегите ! (Настя)

Хлебом не сорите !

Хлеб наш уважайте !

С хлебом не играйте !

Хлеб выбрасывать нельзя !

Берегите хлеб , друзья!

2. С огурцами ли, с картошкой, (Настя)

Надо хлеб съедать до крошки .

Потому что много сил

Тратит тот, кто хлеб растил .

Хлеб растят с любовью-

Ешьте на здоровье.

3. Вот он – хлебушко душистый (Карина)

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый!

Словно солнцем залитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем , что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – земли родимой

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем!

4. Зёрна наших дней, светитесь (Женя)

Позолотою резной!

Говорим мы : «Берегите.

Берегите Хлеб родной…

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь :

«Берегите хлеб , вы – люди!

Научитесь хлеб беречь ».

5. В каждом зёрнышке пшеницы (Даша)

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок .

6. Слава миру на земле ! (Миша)

Слава хлебу на столе !

Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас,

В добрый день, счастливый час!

Воспитатель : Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный

трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом .

Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб . Вот

почему, ребята, я всегда говорю вам : «Хлеб надо беречь Это настоящее

богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным

блюдом на столе : в старину без него и за стол не садились. Считалось, что

если в доме есть хлеб , то голод не страшен .

Воспитатель : Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей

Воспитатель : Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны.

продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из

муки, стойте тихо.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

Ии плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

6Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель : Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем , что пекари из

муки испекли.

Занятие заканчивается чаепитием.

Классный час на тему «Хлеб — всему голова» разработан для учеников 2-3 классов. В сценарии содержится кроссворд о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; история слова «Хлеб»; пословицы и поговорки о хлебе; традиции и приметы; видеоролик «Как пекут хлеб»

Тема: «Хлеб — всему голова»

Цель: Создать условия для формирования знаний о хлебе.

Задачи: Образовательная: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

Развивающая: расширять кругозор учащихся, их словарный запас;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия:

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

О чем это стихотворение?

Почему так нельзя обращаться с хлебом?

Как вы поступаете с недоеденным хлебом?

Что вы знаете о хлебе?

Как вы думаете о чем будет наш урок?

Давайте сегодня наш урок посвятим хлебу и узнаем почему люди так берегут и ценят хлеб? А в народе говорят «Хлеб — всему голова »

А поможет нам в этом герой русской народной сказки, которую вы угадаете сами

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? …. (Колобок)

Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет разговаривать, поэтому он будет направлять нас и помогать.

Ребята, а вы знаете Как появился хлеб?

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но однажды человек принес в корзинке несколько зернышек. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет,

Почему хлеб стал называться именно так

Слово «хлеб» произошло от старонемецкого языка и сохранилось слово «хлайб», специальный посуд для выпечки (Работа со словарем)

1 задание Совтавьте цепочку как делали хлеб на Руси в более поздние времена

Пахали землю

Сеяли зерно

Косили косой

Молотили цепами

Мелят на мельнице муку

Пекут хлеб

Заметьте, что все делалось руками, без помощи различной техники.

Так как в изготовление хлеба было вложено много труда, в народе сложились разные традиции, связанные с хлебом Сегодня было д/з на опережение. И о традициях нам расскажет 1 группа

Традиции

Хлебом- солью встречали самых дорогих гостей

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель,чтобы малыш рос здоровым и счастливым. брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути,

Хлеб выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы.

Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях.

Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее.

В день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зернами, чтобы жизнь их была богата..

С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны.

Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

Наше поколение живет в мирное время. Но еще живы те люди, кто испытал ужасы войны. что в голодающем городе люди в поисках хотя бы крошки хлеба вскрывали дощатые полы. Между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В музее Ленинграда сохранился тоненький ломтик блокадного хлеба. Посмотрите на такой же ломтик. Его выдавали людям на весь день. это был не просто хлеб – это была сама жизнь

В годы войны Муки не хватало, в тесто добавляли отруби, жмых, солод и даже обойная мука. кора деревьев семян лебеды в целях экономии.. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда даже маленький кусочек не выбрасывают.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Видео О. Воронец Хлеб всему голова.

знаете как хлеб называется у разных народов и об этом нам расскажет 2 группа Хала -Израиль, Симит (Турция) , Лаваш (Армения), Фокачча (Италия),Бриош багет(Франция), Пумперникель (Германия), Калач (Россия)

Физкультминутка

А вы знаете, как хлеб приходит к нам на стол?

Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом. Мы каждый день его видим на столе. Без него мы даже не представляем обед или завтрак. А ведь и в наше время непросто приходит он к нам на стол.

Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

ИЗ каких злаков делают хлеб: пшеница Рожь, овес, ячмень, кукуруза. просо

Как вы думаете сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба? Правильно, 120 профессий.

Изготовление хлебе в наст время а основные профессии вы назовете сами. На столах у вас кроссворд. Разгадайте его самостоятельно.

Ключевое слово хлебороб

Кто такой хлебороб — крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб

Как пекут хлеб (видео)

В настоящее время очень много споров

Вреден или полезен хлеб? В мире очень много полных людей и считается, что от хлеба полнеют. Он вреден в больших количествах, и при малоподвижном образе жизни. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место.

Так, белки нам дают иммунитет, отвечают за рост организма;

углеводы – энергию,

а минеральные вещества берегут здоровье.

Он еще содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В

хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

Хлеб воспевали многие поэты писатели музыканты, художники и об этом нам расскажет 3 группа

 Картины:

Сказки и рассказы : Паустовский «Тяжелый хлеб»

Сказка колобок

К.Д.Ушинский «Хлеб»

Белорусская сказка « Легкий хлеб»

Стихи о хлебе

Пословицы и поговорки про хлеб. Кроме традиций придуманных людьми есть очень много пословиц о хлебе. У вас на столах есть карточки надо собрать пословицу

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и

взаимовыручке. Вот несколько из них.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Будет хлеб, будет и песня!

Без хлеба куска везде тоска.

Давайте вернемся к теме урока

Объясните смысл пословицы Хлеб — всему голова Хлеб главный на столе, ни один стол, ни богатый ни бедный не обходится без хлеба. Люди выживали ради хлеба

Что нового узнали на уроке?

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Давайте вспомним стихотворение, которое я прочитала в начале урока. А теперь скажите, чтобы вы сказали такому мальчику?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку

Если не очень- мордочку без эмоций

Если было не интересно – грустный ротик

Отправим наших колобков на полянку

Обновлено 24.09.2013 11:53

Сила традиций и сила творчества, в их сочетании - животворящий источник всякой культуры ». Это слова Петра Николаевича Савицкого, русского философа и социолога. Традиции формируются на протяжении веков, и далеко не все из них способны соседствовать с прогрессом. Сохраняются из поколения в поколение только те, без которых жизнь людей немыслима. Древнейшие из традиций прочно вплелись в нашу жизнь.

Хлеб - одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом. В прежние времена рецептура и правила выпечки хлеба были настоящей семейной тайной. Найдутся семьи, которые до сих пор хранят собственный рецепт. Так как роль этого продукта в жизни людей была очень велика, то с хлебом связано много обычаев и ритуалов. Основная часть материалов в разделе относится к русской культуре.

ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ

«Будет хлеб - будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому, что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.

«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний - уже привычный и самый вкусный.

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь». Того, что сделано, уже не изменишь.

«Хлеб везде хорош - и у нас и за морем». Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.

«Хлеб - всему голова». Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе , однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб - это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

«Говорят - хлебы варят, а щи пекут». Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.

«Не для Иисуса, а для хлеба куса». Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.

«Круто замешено, да не пропечено». Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.

«Без закваски хлеба не месят». Без подготовки к делу не приступают.

В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.

В коротком тексте пословицы всегда заключена народная мудрость и назидание будущим поколениям. Иногда несколько пословиц содержат один и тот же вывод. Например: «Временем и ломоть за целый хлеб» и «Мал ломоть, да век кормит» или «Без соли, без хлеба худая беседа» и «За хлебом-солью всякая шутка хороша». Как и многие произведения устного народного творчества пословицы содержат прямой и скрытый (переносный) смысл. Текст пословицы обычно зарифмован.

Пословицы о гостеприимстве, дружбе, добрососедстве.

И собака на того не лает, чей хлеб ест.
Добрый сосед, как хлеба сусек.
Старые хлеб-соль не забывается.
Рад бы душой, да хлеб чужой.
За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.
Чужой хлеб петухом в горле запоет.
Для того свинья чужим голосом запела, что хлеба чужого поела.
И хлеб по своей стороне скучает.
Мы люди не гордые: нет хлеба, подавай пироги.
Чья земля, того и хлеб.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет.
Как живем? Хлеб жуем, в воду помачиваем, да так и оторачиваем.
Не примечать, так и хлебушка не едать.
Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей (хозяина) слушай.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Чей хлеб ем, того и песенку пою.
Хлеба нет и друзей не бывало.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.

Пословицы о добре и веселье.

За хлебом все добро.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Будет хлеб - будет и песня!
Хлеб да пирог и во сне добро.
Кто пашню орет - всегда песни поет, кто торгует - тот всегда горюет.
На хлеб да на детей недолго посердишься.
Хлеб-соль и во сне хорошо.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без хлеба нет обеда.
Хлеба ни куска - и в горнице тоска.
Без хлеба куска везде тоска.

Прочие пословицы и поговорки.

Хлеб в пути не тягость.
Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.
Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Чужие хлебы приедчивы.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
В лесу дров много, да хлеба нет.
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
Хлеб везде хорош - и у нас и за морем.
Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.
Хлеб - всему голова.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Не хлебом единым сыт человек.
Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
На бездонную кадь хлеба не напасешься.
Мал ломоть, да век кормит.
Картофель хлебу подспорье.
На соль пьется, на хлеб спится.
Голодный и патриарх хлеба украдет.
Запас беды не чинит и хлеба не просит.
Хлеб в человеке воин.
Временем и ломоть за целый хлеб.
Хлеб да вода - крестьянская еда.
И пес перед хлебом смиряется.
Говорят - хлебы варят, а щи пекут.
За краюшкой погонишься - каравай потеряешь.
Ешь мякиши, а корки береги вперед.
Ешь щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Хлеб да капуста лихо не попустят.
Одинокому где хлеб, там и угол.
Не для Иисуса, а для хлеба куса.
Когда хлеб посеешь в погоду, больше родится приплоду.
Хлеб да крупы на здоровье лупи.
Ржаной хлеб - всему голова.
Хлеб да соль! - Ем, да свой. - Хлеба есть! - Да негде сесть.
Снега надует - хлеба прибудет, вода сена наберется.
Хлеб с солью не бранится.
Кто голоден, тот и холоден. Хлеб не шуба, а греет.
Не всякий в старцы стрижется для Иисуса, иной - и для хлеба куса.
Калач скоро приестся, а хлеб никогда.
Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Круто замешено, да не пропечено.
Завидливому и свой хлеб не сладок.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хлеб-соль ешь, а правду говори.
В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
Хлеб-соль - заемное дело.
Хлеб-соль вместе, а рыбка - в дель.
Не жди урожая, сей жито - хлеб будет.
Едешь на день, хлеба бери на неделю.
Слово к ответу, а хлеб - к обеду.
Хлеб-соль - конец обеду.
Лучше хлеб есть с водою, чем жить со злою женою.
Около хлеба и мысли водятся.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
Брось хлеб назади, очутится впереди.
Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Хлеб хлебу брат.
Всем досыта есть, так и хлеба не станет.
Без хлеба и у воды худо жить.
Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари.
Без хлеба и ситник в честь.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Хлеб да мякина - Самсона сила.
Хлеб на ноги ставит, а вино валит.
Близорук - через хлеб да пирог.
Хлеба нет - и корочки в честь.
Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.
Считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Хлебушка - калачу дедушка.
Во всяком хлебе не без мякины.
Бог на стене, хлеб на столе.
Без хлеба святого всё приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Все едино, что хлеб, что рябина: оба кислы.
Без хлеба смерть, без соли смех.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
В город хлеб, из города кумач.
Густые хлеба в поле - будет и на столе хлеба вволю.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Вздулся, как тесто на опаре.

Закваска на йогурте (3 суток)

Закваска на йогурте требует около трех суток для приготовления и следующих ингредиентов:

  • Йогурт +пшеничная мука

Для этого рецепта йогурт и пшеничную муку берут в соотношении 1:1, то есть в равных количествах. Суть приготовления не отличается от прочих заквасок. Муку тщательно просеивают и добавляют к йогурту. Далее массу старательно вымешивают. Когда получится однородная смесь без комков, ее помещают в стекляную посуду и накрывают марлей. Оставляют на пару дней “подходить” в теплом месте.

Примерно через двое суток закваска будет готова к использованию. Это можно понять по характерному кисловатому запаху и многочисленным пузырькам, появившимся в смеси. Хранят эту закваску в холодильнике. Перед использованием за несколько часов закваску необходимо достать из холодильника, “прикормить ” и оставить в теплом месте.

ХЛЕБ: СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ

Русский народ издавна с большим уважением относился к хлебу. Ни одно торжественное событие не обходилось без хлеба, который служил источником благополучия и богатства, символизировал очищение и мир, плодородие: считалось, что хлеб - источник жизненных сил.
Почитание хлеба у восточных славян имеет глубокие корни.
В дохристианские времена хлеб выпекался или пресный, без закваски, подобный армянскому лавашу, или замешанный на разнообразных заквасках, сделанных на проращенных зернах пшеницы, изюме и шишечках хмеля.
По древним представлениям славян, хлеб - это дар Земли и Неба: Матери - Сырой Земли и небесного бога Сварога. Когда Небо-Сварог омывает Землю дождями, обнимает и греет её своими теплыми солнечными лучами, Земля расцветает и рождает разнообразные плоды, любимейшие из которых - это злаки, из которых люди выпекают хлеб. Сварог и научил людей распахивать и засевать поле, собирать зерно, выпекать хлеб. А еще наши предки верили, что Сварог - это небесный кузнец, который кует железо и выковал для людей первый плуг.
Почти все славянские боги были связаны с земледелием и от их расположения к людям зависел урожай. Поэтому этим богам приносили жертвы - это и были, в основном, разнообразные хлеба.
Уже в христианские времена крестьяне верили, что Бог пашет вместе с ними и говорили: «Бог не родит, так и земля не даст; Бог не даст, и земля не родит!»
На славянских поселениях 5-7 вв., в домах, около печей, часто находят модель каравая - глиняные хлебцы, связанные с гаданиями и ритуальными действиями. Это небольшой круглый хлебец диаметром до 30 см и высотой 10-15 см, соответствующий размерам тогдашних глиняных сковородок. На части хлебцев есть изображения крестиков. Такой хлеб могли выпекать и на специальных сковородках, с нанесенным на дно крестом, который отпечатывался на лепешке, - таким образом освящали свежий хлеб. При раскопках часто находят копии хлебцев из глины или воска, имитирующие натуральный печеный хлеб.
С почитанием хлеба существовало и почитание печи, где хлеб и выпекался. В 6-7 вв. печь, как правило, ставили в северном, заднем от входа, углу, устьем к входу, в южном направлении. Юг у славян считался благотворной, священной стороной в противоположность холодному северу, где располагалось царство мертвых.
Печь почиталась еще и у наших прабабушек-прадедушек. В крестьянской семье печь почиталась как хранитель семьи. Печка - один из главных участников свадебного ритуала. При появлении нового члена семьи его первым делом обносили (обводили) вокруг печки, знакомя их друг с другом. У печи грела руки сваха, собираясь сватать невесту; у печи давались клятвы, и т.д.
Во многих древних городах Руси существовали вынесенные за пределы дома печи, стоящие на улице. В таких печах и выпекался хлеб.
Такие печи зачастую ставили напротив языческих святилищ или, наоборот, перед печами ставили изображения богов. Например, в одном из жертвенных помещений Звенигорода перед хлебными печами стоял большой каменный идол. Были найдены хлебные печи, стоящие на площадях, в городах-святилищах - Богит и Говда, входивших в знаменитый Збручский центр. В этом центре нашли знаменитый Збручский идол, в котором отражена вся славянская система мироздания с изображением языческих богов. В этих печах нашли остатки растительных и животных жертв, и даже золотые и серебряные вещи!
Даже во времена написания «Домостроя» сохранялось такое разделение: печи, где выпекался хлеб, находились в специальном помещении - «хлебне», а остальную еду готовили в «поварне».
До принятия христианства на Руси чаще всего выпекали пресный, не дрожжевой хлеб. Из Византии на Русь перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии и печь просфоры только из пшеничной муки.
Многие рецепты выпечки хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодосия Печерского (1031-1091), игумена Печерского монастыря.

Исследовательский проект

по биологии на тему:

«Хлеб всему голова

или роль хлеба в жизни гимназистов»

Выполнен ученицей

6 «А» класса

Гимназии №1 города Мурманска

Грабской Ангелиной

Мурманск


Введение

1. Теоретическое исследование

1.1История хлеба

1.2Путь от зерна до буханки хлеба

1.3Хлеб – всему голова

2. Практическое исследование

Список литературы

Приложения


Введение

Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать».

Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу вообще и гимназистов в частности.

Цель моей работы: выяснить осведомлённость гимназистов о хлебе и их отношение к этому продукту.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Отобрать и изучить литературу по данной теме

2. Сделать выводы по изученной литературе

3. Сравнить полученные практические и теоретические данные

4. Сделать выводы

В начале работы была сформулирована следующая гипотеза:

«Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему»

В работе использовались как теоретическое исследование так и практическая работа.

1. Теоретическое исследование

1.1 История хлеба

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные распространились далеко на север. В благоприятных условиях быстро росло население. Рост населения и истощение охотничьих угодий приводили ко все большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных.

Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией – отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие более стабильным и надежным способом пропитания, чем охота и собирательство. Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требовало больших усилий: вспашка земли, сев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали все свободное время первых земледельцев. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.

Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение.

Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба.

Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт. В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.

В уставах византийских цехов X века было оговорено: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.

На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. В 1638 г. согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 – пекли пряники, 7 – блины, 12 – пекли ситный хлеб.

В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.

Хлебопроизводство опиралось на ручной, мануфактурный труд до начала XX века. В 1908 году в Мельбурне этот процесс был впервые механизирован с помощью техники.

1.2 Путь от зерна до буханки хлеба

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном (соответственно 8,6 и 5,6%).

Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 – 43%, пшеничном 42 – 52%); жиров в нем мало – от 0,6 до 2,9%.

Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.

Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.

А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)

Путь от зерна до буханки хлеба изображен на схеме в Приложении №1

1.3 Хлеб – всему голова

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них.

Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог.

На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.

Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»…

Хлеб на Руси ассоциировался вообще со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения:

- «Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования

- «Хлебное место» – доходная работа

- «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь

- «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход.

- «Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода.

О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…»

О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»

В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт. Вот одни из многих о хлебе:

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

Хлеба нет – и друзей и не бывало.

Хлеба ни куска – и в горле тоска.

Хлебу – мера, деньгам – счет.

Бог на стене, хлеб на столе.

Многие русские поэты, художники воспевали, русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. (Приложение №2, Приложение №3)

В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Хочется вспомнить подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИРа, основанного Н.И. Вавиловым.

Четырнадцать ослабевших от голода людей не уходили со своего поста, охраняя от мороза и сырости, зажигательных бомб и крыс тысячи образцов семян зерновых культур. От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. А в его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зерном. Александр Гаврилович Щукин, умирая от голода, готовил ещё один экземпляр коллекции, надеясь переправить её самолётом на Большую землю. Из 14 сотрудников в живых остались только пятеро. Они верили в победу. Они знали, что стране после войны будут нужны коллекции, которые они спасали, жертвуя собственной жизнью. Пусть хлеб из коллекционного зерна мог спасти тысячу жизней, ленинградцы понимали, что учёные хранят хлеб будущего. Война кончилась, и на основе спасённой коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы. Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.

Мы с вами не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией, когда немцы кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г на день.

Когда читаешь воспоминания жителей блокадного Ленинграда, начинаешь задумываться охлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка.

Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни.

2. Практическое исследование

В своем практическом исследовании я решила выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников. Мною было опрошено 20 человек.

Результаты опроса представлены в виде круговых диаграмм, где цифры означают процентное соотношение различных ответов

Вопрос №1

Вопрос №2


Вопрос №3

Вопрос №4

5% (или 1 человек) узнал о роли хлеба, посетив Санкт-Петербургский Музей Хлеба


Вопрос №5

5% (или 1 человек) ответил, что если бы хлеб исчез с лица земли, то было бы меньше людей с лишним весом.

Выводы

На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам:

1. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревле был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями.

2. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб.

3. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным.

4. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 10 % опрошенных используют хлеб в качестве игры на перемене, что является показателем безнравственности моих сверстников.

Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.

Список литературы

1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

2. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.

3. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.

4. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г

Хлеб всему голова, это самая древняя еда человека из тех, что состоят из нескольких ингредиентов и требуют больших трудозатрат при приготовлении. Возможно, именно необходимость выращивать хлеб заставила человека перейти к осёдлой жизни от охоты и собирательства. Задолго до того, как случайно (или неслучайно) удалось обнаружить, что из зёрен и воды можно создать интересное блюдо, жители древней Месопотамии и Египта выращивали пшеницу просто для еды. Позже придумали делать тесто из раздавленных зёрен с водой. Научившись молоть зёрна в муку, люди вскоре открыли для себя технологию выпечки простых лепешек. Первые лепешки были из ячменя, кукурузы и пшеницы. Интересно, что в древнем и современном Китае хлеб не играет такой важной роли, как в западном обществе. Его место занимают рис и лапша.

Дрожжевое тесто для выпечки хлеба появилось в Египте около 17 в. до н.э. Хотя тогда ещё не были известны дрожжи, существовал особый сорт пшеницы, которую не сушили, а сразу мололи, сохраняя в ней необходимые для поднятия теста бактерии. Долгое время этот сорт пшеницы был известен только в Египте. Древние греки для насыщения теста дрожжевыми бактериями просто оставляли его на открытом воздухе на несколько часов, а позже стали добавлять в тесто забродивший виноградный сок. Галлы добавляли в тесто пивную пену. Получив дрожжевое тесто, хозяйки оставляли небольшое количество для следующего приготовления хлеба. Таким образом, дрожжевые бактерии могли жить в хозяйстве много лет.

В 10 в. до н.э. египтяне научились получать дрожжи в чистом виде и вывели новый сорт пшеницы, дающий белую муку. Это был почти такой же хлеб, каким мы его знаем сегодня. В то же время египтяне научились варить хлебное пиво. Кроме белого хлеба, в Египте выпекали около 30 разных сортов хлеба. Именно у египтян греки подсмотрели технологию приготовления дрожжевого хлеба и распространили её по всей Европе. В древнем Риме хлеб считался ценнее и питательнее мяса. Существовала даже государственная монополия на выпечку хлеба.

Хлеб всему голова, ведь большинство современных видов хлеба были известны еще в античном мире. Греческие города имели уникальные рецепты и устраивали ярмарки и соревнования. Римская знать предпочитала белый пшеничный хлеб с добавлением молока, яиц и сливочного масла. В тесто добавляли сыр, лук, мак, мёд, орехи и множество других добавок. Люди среднего достатка ели хлеб из овсяной, ячменной, ржаной и просяной муки. Беднякам приходилось использовать муку из желудей. Именно в то время у слова «хлеб» появилось переносное значение: пища, основа жизни. В молитвах упоминается «хлеб наш насущный». До сих пор мы говорим: «зарабатывать на хлеб».

В средневековой Европе хлеб был основной пищей бедняков. Правящим классам приходилось держать цены на хлеб на минимальном уровне, чтобы предотвратить голодные бунты. На столах знати черствый хлеб использовался как тарелки для мясных блюд. После обеда «тарелки» отдавали слугам или собакам. Только в 15 в. хлебные тарелки заменили деревянными.

На протяжении многих веков социальный статус человека выражался в выборе сорта хлеба. Чем темнее хлеб - тем ниже положение. Это объяснялось тем, что мука высшего сорта производилась только из твердых сортов пшеницы, которую было сложно молоть, следовательно, мельники просили за нее более высокую цену. Сегодня хлебные предпочтения сменили полярность. Тёмные и зерновые сорта хлеба часто ценятся выше белых, как более полезные.

Мука - главная составляющая часть хлеба. Пшеничная мука с высоким содержанием глютена используется для приготовления пышного и эластичного теста. Канадская пшеница имеет на сегодняшний день самое высокое содержание глютена. Кроме глютена, пшеничная мука содержит водорастворимые белки (альбумин, глобулин). Кроме пшеницы, для выпечки хлеба используются рожь, ячмень, кукуруза, овес, гречка.

В качестве жидкости для приготовления теста обычно выступает вода , но может использоваться и молоко. В некоторых сортах хлеба в качестве добавок используются фруктовые соки и пиво. Количество жидкости для дрожжевого теста обычно в 3 раза меньше объема муки.

Дрожжи - традиционная закваска для теста. Для приготовления теста и брожения алкогольных напитков используется один и тот же штамм дрожжей. Без дрожжей хлеб не будет легким и пористым, так как именно дрожжи превращают сахар и другие углеводы в двуокись углерода. После добавления дрожжей тесто оставляют на несколько часов подняться. Для улучшения вкуса тесто несколько раз сминают и оставляют подниматься снова. В сладкой выпечке роль разрыхлителя играет сода. В промышленности вместо дрожжей используется пекарский порошок. В конце 19 века появилась технология аэрации теста углекислым газом под давлением. Сейчас аэрированный хлеб не выпускается.

Для улучшения вкуса и структуры хлеба используются добавки: животные или растительные жиры, яйца. Для сокращения времени созревания теста используются аскорбиновая кислота и другие вещества.

Хлеб всему голова, сколько людей, столько и мнений, а сколько народов - столько и хлебов. В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.

В Мексике делают кукурузные тортильи и рулеты. В Перу популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри. В Испании хлеб называется «пан» и встречается в 315 разновидностях. Традиционный финский хлеб выпекается из ржаной муки; он круглый, с отверстием посередине. В некоторых финских семьях дрожжевое тесто для закваски передается из поколения в поколение. Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии - около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек. Неудивительно, что немцы едят больше хлеба на душу населения, чем жители других стран. В Индии и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури - вид круглых жареных хлебов. Наан выпекается в тандыре. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично-медового пышного хлеба шалла.

Большинство современных хлебов выпекается с использованием закваски. Бездрожжевой хлеб используется в сакральных целях в иудаизме и христианстве. Во время спешного исхода евреев из Египта у них не было времени приготовить дрожжевой хлеб, поэтому в память об Исходе на еврейскую Пасху принято есть мацу - бездрожжевой хлеб. В христианских храмах причастие проводится с помощью пресных лепешек, символизирующих тело Христа.

Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Ржаной и пшеничных хлеб обеспечивает около 20% потребности человека в белках и
30-40% - в углеводах. Витамины группы В, содержащиеся в хлебе, участвуют в работе нервной системы и процессах тканевого дыхания. Недостаток витаминов В может привести к ухудшению зрения, старению кожи и замедлению роста у детей. Витамин Е отвечает за здоровье кожи, ногтей и волос. Никотиновая кислота (витамин РР) регулирует окислительные процессы в организме, а её недостаток приводит к быстрой утомляемости. Триптофан, содержащийся в хлебе, стимулирует выработку серотонина - гормона хорошего настроения. Соли кальция, калия, железа, фосфора и других микроэлементов необходимы для развития костей и мышц и поддержания организма в тонусе. Наиболее ценным считается цельнозерновой хлеб, хлеб из муки грубого помола и с высоким содержанием отрубей, так как витамины содержатся в основном в оболочках и зародышах зёрен.

На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Чувство насыщения после небольшого количества хлеба объясняется глютаминовой кислотой, которой особенно богат пшеничный хлеб. Неудивительно, что несколько веков назад люди ели намного больше хлеба, чем мы сейчас. По статистике, в начале 20 века в России потреблялось около килограмма хлеба в сутки на человека, а современный человек обходится 100-200 граммами хлеба. Конечно, нам стали доступны многие продукты, неизвестные людям прошлого века, но с другой стороны, люди намеренно ограничивают потребление хлеба из-за боязни лишних углеводов. Действительно, при неактивном образе жизни можно легко поправиться с помощью хлеба и булок. При физических нагрузках хлеб необходим. Людям, заботящимся о фигуре, рекомендуется обратить внимание на хлеб с добавлением соевой муки, которая содержит больше белков и меньше углеводов.

Хлеб своими руками

К сожалению, хлеб из магазина не всегда радует нас вкусом. Люди старшего поколения, вспоминая вкус домашнего хлеба, делают сравнения не в пользу современного. Выпечка хлеба в духовке по силам не каждой хозяйке, ведь это требует сноровки и времени, да и современные духовки больше приспособлены для пирогов и кексов, чем для хлеба. Однако, Вильям Похлебкин (историк-исследователь продуктов и кухонь народов мира) считал, что испечь хлеб - самое простое по кулинарной логике действо, доступное каждому. За 10-15 минут можно испечь простейшую лепешку или булку.

Несколько лет назад на российском рынке появился интересный прибор - бытовая хлебопечь. По цене хлебопечь ненамного превосходит микроволновку, а домашнего уюта и пользы для здоровья от такого прибора несоизмеримо больше. Хлебопечи легки в использовании, не требуют постоянного нахождения хозяйки на кухне, и очень сильно облегчают жизнь, ведь в них можно не только печь разнообразные хлеба, пироги или запеканки, но и смешивать тесто для пирожков, пельменей и пиццы и даже готовить варенье и селёдочное масло. С хлебопечкой вы можете воплотить в жизнь свои кулинарные фантазии и попробовать хлеб с ликёром, томатами, ягодами, оливками или создать свой авторский рецепт.

Хлебопечи обычно имеют несколько режимов, различающихся по длительности и температуре: для белого хлеба (около 3 часов), для легкого пористого хлеба (до 6 часов), для выпечки (1,5-2 часа), для быстрой выпечки (около часа), для теста, и другие в зависимости от производителя и класса печи. С хлебопечкой можно даже регулировать цвет корочки: светлая, средняя или темная. Некоторые хлебопечки имеют отложенный старт и могут самостоятельно печь хлеб утром прямо к завтраку и будить семью ароматом свежей выпечки. Что касается стоимости домашнего хлеба, он вряд ли будет дешевле магазинного, но ведь хлеб пекут не ради экономии. Главные причины покупки хлебопечи - вкус домашнего хлеба и уверенность в ингредиентах (ведь вы не будете класть в свой хлеб улучшители цвета, вкуса и консерванты, присутствующие во многих современных продуктах, особенно в тех, где указан срок хранения более 2 суток).

Рецепты хлеба (для хлебопечи)

Особенностью приготовления хлеба в хлебопечи является то, что ингредиенты следует закладывать согласно технологии печи, в рекомендованной производителем последовательности. Режимы выпекания хлеба отличаются в зависимости от производителя, поэтому читайте инструкцию именно к вашей печи. Вот несколько базовых вариантов ингредиентов для выпечки хлеба:

Русский хлеб

2 ст. хлебной муки,
1 ст. ржаной муки,
2 ст.л. патоки,
2 ст.л. растительного масла,
2 ч.л. сухих дрожжей,
1 ст.л. воды,
яблочный уксус, какао - по вкусу.

Сырный хлеб

450 г. ржаной муки,
180 мл. воды,
1 ч.л. сухих дрожжей,
1,5 ст.л. оливкового масла,
1,5 ст.л. сухого молока,
1 яйцо и 1 желток,
100 г. тёртого сыра,
1 ст.л. сахара,
соль но вкусу.

Клубнично-банановый хлеб

300 г. хлебной муки,
1 ч.л. дрожжей,
2 ст.л. сливочного масла,
1 ст.л. воды,
1 яйцо,
30 мл. молока,
30 мл. толчёных бананов,
30 мл. клубничного варенья.

Хлеб с сыром и сельдереем

560 мл. муки,
150 мл. молока,
20 мл. воды,
50 г. сливочного масла,
50 г. брынзы или сыра "сиртаки"
50 г. черешкового желтого сельдерея
10 г. прессованных дрожжей
1 ч.л. соли
1/2 ч.л. сахара.

Солнечный хлеб

свежевыжатый сок из 3 апельсинов,
тертая цедра 3 апельсинов,
1 ст.л. сливочного масла,
2 ст.л. меда,
1 ч.л. соли,
300 мл. белой муки,
2 ст.л. семечек подсолнуха,
1,5 ч.л. сухих дрожжей.

Шарлотка

230 мл сахара,
180 мл муки,
3 яйца,
1/2 ч.л. соды,
2-3 яблока.

Запеканка с изюмом

250 г. творога (если творог сухой, добавьте 1-2 ст.л. молока),
1 яйцо,
10 г сливочного масла,
2 ст.л. сахара,
0,5 ч.л. соли,
0,5 ч.л. соды,
2 ст.л. изюма,
2 ст.л. манной крупы.